27 апреля 2024  |
15:26  16 января 2018 г.

Ученые Ботсада ТГУ выделили из серпухи вещество, "тормозящее" саркому

Соколов Иван
© предоставлено пресс-службой ТГУУченые Ботсада ТГУ выделили из серпухи вещество, тормозящее саркому

ТОМСК, 16 янв – РИА Томск. Сотрудники Ботсада Томского госуниверситета (СибБС ТГУ) совместно с коллегами из Бангкокского университета выяснили, как с помощью ультразвука в 12 раз увеличить степень извлечения биологически активных веществ (БАВ) из растений; также ученые обнаружили новый источник экдистероидов, способных тормозить рост клеток саркомы, сообщает во вторник пресс-служба вуза.

Уточняется, что экдистероиды – гормоны линьки и метаморфоза насекомых и ракообразных. Однако сами животные синтезировать эти вещества не могут и потребляют их из растений. Экдистероиды обладают адаптогенной, иммуностимулирующей, гепатопротекторной активностью и способны тормозить рост клеток саркомы.

"Ученые лаборатории фитохимии СибБС ТГУ совместно с коллегами из Бангкокского университета… провели исследование, в ходе которого разработали способ применения ультразвука для увеличения степени извлечения БАВ из растений. Помимо этого… биологам удалось обнаружить новый источник экдистероидов", – говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, в Ботаническом саду ТГУ были выращены семена трех видов серпухи из ботанического сада Йена (Германия), "полученное сырье исследовалось на содержание экдистероидов и флавоноидов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии и использовалось для выделения чистых соединений". Экдистероиды были впервые выделены из серпухи (Serratula cupuliformis), произрастающей в северной части Китая.

"Традиционный метод экстракции БАВ предполагает пять этапов и занимает в среднем 12 часов. В ходе экспериментов ученые использовали ультразвук высокой интенсивности, что позволило ускорить процесс экстракции и сократить временные затраты до одного часа, то есть в 12 раз. Более того, выход полезных веществ при этом увеличился", – отмечается в сообщении.

Со ссылкой на руководителя лаборатории фитохимии ТГУ Ларису Зибареву сообщается, что "полученные данные имеют не только важное фундаментальное значение, они могут найти успешное применение в фармакологии. На основе стероидных веществ растительного происхождения можно разрабатывать лекарственные препараты, которые будут не менее эффективны, чем синтетическая "химия", но при этом безопасны для людей".

Полный текст статьи, описывающей результаты исследований, опубликован в International Journal of Food and Biosystems Engineering.