ТОМСК, 20 Апр – РИА Томск.
Реальные рабочие места увидели
жители Томской области в рамках стартовавшей на этой неделе акции "Неделя
без турникетов". В ней участвуют 134 предприятия, одним из них стал
Государственный архив Томской области. На экскурсии школьникам рассказали, как
хранятся документы и сколько десятков лет потребуется на оцифровку миллиона
документов.
Ранее сообщалось, что Томск присоединился к весеннему этапу
Всероссийской акции "Неделя без турникетов". С 16 по 20 апреля свои
двери откроют 134 предприятия, в том числе ТЭМЗ, НИИ ПП, "Томскводоканал",
"Манотомь", "Сибкабель" и другие. Акцию организуют центры
занятости населения, ее цель – познакомить школьников, студентов и их родителей
с условиями работы на местных предприятиях.
Открытый архив
В рамках акции 10-ти и 11-классники школы №14 посетили
Государственный архив Томской области. Начальник отдела
использования и публикации документов Ольга Хмельницкая рассказала, что в их
организации хранится примерно миллион дел. Они существуют в единственном
экземпляре.
© РИА Томск. Павел СтефанскийОдин из документов, хранящихся в Государственном архиве Томской области
"Материалы, которые хранятся в архивах, – это исходные
данные, на основании которых люди получают те или иные сведения, нужные им в
жизни. Например, информация о рождениях, браках, смертях, образовании, факте
применения репрессий и так далее. В случае уничтожения исходных данных людям не
на что будет сослаться, чтобы подтвердить свои права", – рассказала
Хмельницкая.
"Почему нельзя закрыть архив и организовать удаленный
доступ через интернет?" – у школьников возник, казалось бы, резонный
вопрос. Хмельницкая объясняет, почему это не лучшая идея – и с точки зрения
расходов, и с точки зрения надежности:
"Если все наши 50 сотрудников будут сканировать миллион
дел в течение всего рабочего дня, на это уйдет лет 80. По результатам
сканирования мы получим электронно-цифровой образ (то есть снимки) этих листов
в количестве 100 миллионов (если считать, что в одном деле примерно 100
листов). Эти картинки мы должны где-то хранить, это не один терабайт емкости
носителя, плюс для безопасности нужно сделать копию".
"По современным ГОСТам гарантированный срок службы
носителя всего пять лет, потом надо менять, это расходы. Далее – сервера должны
работать постоянно, то есть потреблять электроэнергию круглосуточно. За этим
должны наблюдать инженеры. Для удаленного доступа должны быть толстые
оптоволоконные линии, которые нужно обслужить. И так далее, так далее. И при
этом один поворот рубильника может уничтожить наши усилия", – продолжила
Хмельницкая.
Но работа по сканированию ведется. Школьникам показали
отдел, где идет оцифровка дел и в каких условиях трудятся специалисты.
© РИА Томск. Павел СтефанскийНа специальных сканерах работники скрупулезно сканируют лист за листом. В кабинете нет естественного света – он может помешать получить качественные изображения
© РИА Томск. Павел СтефанскийСамые ценные документы специальным образом фотографируются – хранение на фотопленке более надежно, чем в цифровом виде. Работник отдела Олег Голещихин рассказывает, что делает в день около 700 кадров.
Возможность выбора
Хмельницкая рассказала, что начинающий сотрудник – выпускник
истфака – может получать в архиве около 25 тысяч рублей. Уровень образования
специалиста зависит от задач, например, в отдел обеспечения сохранности документов
специальная квалификация не требуется, нужно просто добросовестно выполнять
свою работу: фиксировать выдачу-прием документов, вести специальные журналы и
так далее. Для работы в научных отделах требуется профильное историческое образование.
"На экскурсию поехали дети, которые увлекаются историей
и собираются сдавать этот предмет на ЕГЭ. Необязательно они поступят на истфак.
Но это просто интересно – узнать, как выглядит архив, в каких условиях трудятся
архивисты, как вообще можно работать с документами. Ведь многие элементарно не
знают, что в архив открыт доступ любому человеку", – говорит учитель 14-й
школы Эльвира Кожухарь.
© РИА Томск. Павел Стефанский"Если детям не иметь представления, в чем особенности той или иной должности – в архиве ли, на промышленном ли предприятии, то им трудно будет сделать выбор профессии. Тем и полезна "Неделя без турникетов" – они видят разные варианты, разные условия труда", – говорит учитель Эльвира Кожухарь
"Неделя без турникетов" проходит дважды в год – в
апреле и в октябре, и является частью федерального профориентационного проекта "Работай
в России!". В 2017 году состоялось 211 экскурсий на предприятия Томской
области. В них приняли участие 3,6 тысячи человек.
Координаторами акции выступают центры занятости населения.
В этом году к весеннему этапу акции присоединились 134 организации центрами занятости Томской области проведено порядка 200 экскурсий, приняли участие более 3000 участников (школьники, студенты).
Комментарии:
Татьяна Летаева, начальник отдела социального развития АО "Сибкабель":
– На "Сибкабеле" существует программа по
перспективному комплектованию персонала. В рамках этой программы мы проводим
различные мероприятия, направленные на привлечение высококвалифицированных
кадров. Одно из таких мероприятий – это профориентационные экскурсии для
школьников старших классов и студентов техникумов и вузов. Только в этом году
мы провели по цехам завода более 100 человек.
Стоит отметить, что такой вид
взаимодействия предприятия и учебных заведений очень эффективен. Он помогает
преподавателям формировать образовательные программы с учетом наших запросов как работодателей, а у учащихся формирует интерес к профессии.
Светлана
Грузных, начальник департамента труда и занятости населения
Томской области:
– Цель акции – профориентация, а
целевая аудитория – школьники и студенты.
"Неделя без турникетов"
дает им немало возможностей: во-первых, увидеть действующие производства,
посетить предприятия, вход на которые обычно закрыт, побеседовать с
профессионалами и из первых рук получить информацию об их работе, а, может быть,
даже договориться о стажировке или практике.
Во-вторых, это шаг к будущей
карьере, шанс правильно выстроить свою образовательно-карьерную траекторию,
выстроив цепочку "школа – профессиональное образование – предприятие":
если человек уже со школьной скамьи знает, кем и где он хочет работать,
выбирает востребованную на рынке труда специальность, тогда ему не понадобится помощь в
трудоустройстве, и это поможет избежать несоответствия спроса и предложения на
рынке труда.