ТОМСК, 30 мая – РИА Томск, Вадим Белозерцев. Многие томские
мотоциклисты с началом сезона столкнулись с трудностями при оформлении полисов
ОСАГО – страховые компании просто отказывались их выдавать. Журналисты РИА
Томск поговорили с экспертами и выяснили, в чем причина такого поведения
страховщиков и как мотоциклистам вести себя в подобной ситуации.
"Нестраховые" случаи
Ранее местные СМИ сообщали, что страховые компании зачастую отказывались
выдавать мотоциклистам полисы ОСАГО без покупки дополнительных услуг, тем самым увеличивая
стоимость страховки в два, а то и в три раза. При этом мотоциклисты, которые
собирались приобрести страховку онлайн, сталкивались с различными техническими проблемами
и не могли воспользоваться услугой.
"В Томске больше 30 компаний, которые занимаются
ответственным страхованием транспортных средств. Это коммерческие страховые
компании, и они хорошо умеют считать деньги. И судя по всему, страхование
мотоциклов – очень невыгодная штука. Мотоциклистов никто не хочет страховать", – рассказал РИА Томск член правления сибирской межотраслевой ассоциации
страховщиков Вадим Чмух.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
По его словам, дороги в Томске не рассчитаны на скоростные
малозащищенные транспортные средства, у некоторых мотоциклистов низкая культура
вождения. Также в городе много молодежи, которая в силу возраста не умеет
водить хорошо. "Поэтому мотоциклы, страховая премия за которые очень маленькая, от 1 до 5 тысяч рублей, очень неохотно страхуют. Это болезнь
сегодняшнего рынка ОСАГО", – сказал Чмух.
Не тяните до последнего
Как рассказала агентству управляющая томским отделением Сибирского управления Центробанка РФ Любовь Табольжина, чтобы покупка полиса ОСАГО не вызывала трудностей,
владельцам мотоциклов, как и другим автолюбителям, нужно не откладывать поход
в страховую компанию на последний момент.
"Позаботиться о страховке можно заранее, обратившись в
страховую компанию минимум за месяц до окончания действия старого полиса или
наступления сезона, и тогда к нужной дате полис будет на руках. Страховщик не
имеет права отказать в выдаче страхового полиса, так как договор ОСАГО является
публичным, и все страховые организации с лицензией на ОСАГО обязаны его
заключить", – отметила собеседница агентства.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Она пояснила, что самые частые аргументы страховой компании для
отказа продавать ОСАГО – это отсутствие связи с автоматизированной системой
Российского союза автостраховщиков (РСА) и отсутствие бланков ОСАГО. В этих случаях после обращения страхователя у
страховщика есть до 30 дней на рассмотрение его заявления и документов, в течение
которых доступ к системе РСА и необходимое количество бланков компания может и
обязана получить.
"Для того, чтобы получить полис, можно воспользоваться
оформлением онлайн. Только за 2017 год жители Томской области приобретали
каждый седьмой полис ОСАГО через интернет. С начала 2018 года томские
автовладельцы уже оформили более 50 тысяч электронных полисов – больше, чем за
весь прошлый год. Сервис работает, и им нужно пользоваться", – отметила
Табольжина.
Жалуйтесь, господа!
Она добавила, что в случаях, когда отказ заключить
договор ОСАГО был формальным или для покупки полиса пришлось купить еще одну страховку,
нужно фиксировать доказательства этого и жаловаться в Банк России.
"Часто достаточно одного запроса от Банка России в
адрес страховой организации с просьбой прояснить
ситуацию, после которого компания начинает должным образом выполнять свои обязательства
перед потребителем, чтобы не доводить до административного производства и
штрафа. Отказ от заключения договора ОСАГО для компании грозит административным
штрафом до 300 тысяч рублей. То же самое касается и навязывания добровольных
страховок", – подчеркнула управляющая.
Собеседница агентства также сообщила, что доказательствами
нарушения могут быть показания свидетелей, аудио- или видеозаписи. Их необходимо направить в Банк России на электронном носителе либо
прикрепить к обращению через интернет-приемную Банка России на сайте cbr.ru.
"Период охлаждения"
© предоставлено организаторами соревнований Hill Climb (motoclimb)
"Если страховая организация навязала дополнительные
добровольные договоры страхования, также можно воспользоваться "периодом
охлаждения". С 1 января 2018 года это 14 календарных дней, когда можно вернуть
уплаченную по навязанной страховке премию. Чтобы вернуть деньги, обратитесь в
страховую компанию с письменным заявлением в свободной форме. На возврат
уплаченной премии у страховой компании есть 10 рабочих дней", – отметила
Табольжина.
По данным ЦБ, за март-апрель 2018 года от жителей
Томской области в Банк России поступило 40 жалоб на некорректную работу страховщиков
по ОСАГО. В основном жаловались на неверное применение КБМ (коэффициент бонус-малус) при заключении договора
(20 жалоб) и навязывание дополнительных услуг (шесть жалоб).
На отказ заключить договор, в том числе по причине отсутствия полисов, пожаловались
два раза.