RIATOMSK.RU
+1°C
26 апреля 2024  |  
2:15
  |  
+1°C
9:39  29 июня 2018 г.

Нефтяник 80 lvl: томичи создают игру-тренажер для нефтегазовой отрасли

Чёрная Элеонора
© предоставлено пресс-службой ТПУНефтяник 80 lvl: томичи создают игру-тренажер для нефтегазовой отрасли

ТОМСК, 29 июн – РИА Томск. Томские разработчики из политехнического университета (ТПУ) и компании "5 ДЖИ" завершают разработку прототипа игры-тренажера для развития компетенций работников нефтяной и газовой промышленности. Как геймификация может помочь в строительстве месторождения и управлении им, РИА Томск рассказал руководитель проекта Андрей Латышев.

Ранее сообщалось, что команда томских разработчиков в 2017 году получила грант Фонда содействия инновациям на разработку IT-продукта, который объединит игровые механики (геймификацию) и когнитивные технологии.

Предполагалось, что это будет интерактивная бизнес-симуляция реального процесса строительства нефтегазового месторождения в сложных географических, политических и экономических условиях иностранного государства на Африканском континенте. Рабочее название проекта указывает на локацию игры – "Тяжелая нефть Нигера".

"Мы сознательно взяли для нашей бизнес-симуляции в качестве "игровой локации" процесс строительства месторождения за пределами Российской Федерации, – говорит Латышев. – Конечно, мы могли бы, используя наши знания и наработки, легко привязать историю к любому сложному району Восточной Сибири, Ямала и других экстремальных мест, в которых нефтяники сталкиваются с многочисленными рисками, затрудняющими строительство и эксплуатацию месторождений".

Однако разработчикам показалось, что гораздо интереснее поставить инженеров и будущих управленцев в непривычные условия.

Прожить два года за девять часов

Латышев хорошо знает, какими должны быть объекты месторождений. В свое время он учился в ТПУ по направлению "Экономика и управление на предприятиях нефтяной и газовой промышленности", работал в "ТомскНИПИнефть", а также стал одним из инициаторов создания в политехе программы магистерской подготовки по проектированию объектов обустройства нефтегазовых месторождений.

В прошлом году Латышев с коллегами приступил к разработке игры-симуляции. По планам разработчиков, она будет крайне полезной при обучении сотрудников нефтегазовых организаций и организаций, ведущих проектную деятельность в реальном секторе экономики, для оценки взаимодействия команды и повышения технической грамотности молодых специалистов.  

"Крайне важно, что, по сути, создается комплексный IT-продукт, в котором помимо собственно интерактивной бизнес-симуляции предусмотрен онлайн-курс по управлению проектами, система оценки компетенций и уникальный блок – Quest Technology (QT), позволяющий нетривиально оценивать так называемые soft skills’s участников обучения", – комментирует Латышев.

Он добавляет, что необходимость такого продукта объясняется тем, что в России бурно развивается направление подготовки кадров с использованием интерактивных обучающих программ, платформ и технологий геймификации.

"Но отечественный рынок испытывает острый дефицит интересных и работающих решений в этой области, особенно в части моделирования сложных технологических систем и решений. Объект нефтегазовой промышленности не является в этом смысле исключением", – считает руководитель проекта.

По его словам, в проекте авторский подход QT основан на интерактивных технологиях геймификации.

"Он представляет собой интерактивную историю с главным героем – управляемым игроком. В каждом из заданий игрок знакомится на портале с вводными установками, получает роль руководителя (разных уровней) и старается решить разнонаправленные задачи, основанные на реальных кейсах и проблемах, встречающихся в управленческой практике нефтегазовых компаний", – рассказывает Латышев.

© с сайта Томского политехнического университета
Комментируя техническую сторону проекта, он отмечает, что программная часть реализована с использованием кроссплатформенных технологий, что позволит использовать ее на любых компьютерах и популярных мобильных устройствах. "Планируется реализация управляющего игрового интерфейса и отображение имитации хода строительства объектов обустройства в виде 3D-моделей”, – рассказывает специалист.  

Игровая реальность

"Вы – молодой инженер Иван Иванов 27 лет. Выпускник одного из ведущих инженерных вузов страны. Великолепно знаете английский язык, женаты, воспитываете сына. Вы работаете в компании уже пять лет. Ваш вертолет на месторождение вылетает через два часа", – так начинается один из вводных текстов томской игры, в которой нефтяникам предстоит построить новый объект.

По легенде, российский холдинг выиграл тендер на постройку системы поверхностного обустройства месторождения за рубежом в соответствии с разработанной проектной документацией. Заказчик работы – крупная вертикально интегрированная нефтяная компания, выкупившая этот актив у одного из недропользователей, вынужденного уйти с рынка после вооруженного переворота в стране.

Всего в игре 10 ролей – от руководителя логистической группы и главного инженера проекта до руководителя авторского надзора. Каждому игроку дается роль, соответствующая реальной позиции, отвечающей за достижение успеха в проекте.  

В процессе игры участники учатся эффективно распределять зоны ответственности, отрабатывают технические компетенции, навыки управления персоналом, процессы анализа и управления рисками и коммуникации с заказчиком. В общей сложности они "проживают" два года виртуального строительства месторождения за 8-9 часов игры.

Рискованный ход

Разработчики игры не скупились на стрессовые ситуации и многочисленные риски. Причем для составления перечня использовался углубленный анализ реальных проблем моделируемого региона.

Помешать "работе" нефтяников могут сезонная миграция животных, бракованные трубы и строительные материалы, эпидемия малярии, политическая нестабильность, крушение вертолета, перевозившего груз, местные банды, диверсия на производстве, макроэкономические катаклизмы и многое другое.

Ряд решений игроков может инициировать "позитивные" риски, улучшающие такие показатели как скорость строительства или эффективность управления.

Например, один из рисков – остановка работ – произойдет в случае похищения строительных бригад местными преступными группами. Члены незаконного формирования будут требовать до 30 тысяч долларов за человека, если выплатить эту сумму не удастся, то бригады не будут работать минимум один игровой месяц.

"Игроки могут предусмотреть этот риск и защититься от него, – говорит разработчик математической модели рисков для бизнес-симуляции, Нуркен Актаев. – Однако для этого им придется проявить компетенции по выявлению и анализу рисков, умение вести экономические расчеты и отслеживать изменения оперативной обстановки".

По его словам, модель игры предусматривает такое явление как "миграция рисков", и некоторые из них могут оказать крайне существенное влияние на успех проекта. Например, довольно приближенный к реальности риск роста цен на горюче-смазочные материалы может привести к абсолютной нерентабельности перевозок, запланированных на вертолетах, что потребует от игроков перестройки системы логистики.

"Предусмотрены и так называемые положительные риски, которые способствуют созданию более благоприятных условий для строительства. Например, появление новых технологий может очень помочь команде", – добавляет Актаев.

Повышенная готовность

К настоящему моменту команда проекта разработала прототип программного комплекса, включающего 3D-моделирование объектов обустройства нефтяных и газовых месторождений, а также направила документы для государственной регистрации созданного IT-продукта.

По словам Латышева, решить проблемы и построить новые объекты смогут как российские добывающие предприятия, так и зарубежные. Выход томского игрового IT-продукта на рынок в виде пилотного проекта планируется в ноябре 2018 года.

Современный подход

Неотъемлемой частью разрабатываемого программного продукта будет онлайн-курс. Его цель – познакомить слушателей с современными подходами к управлению проектами на всем жизненном цикле. Учебная программа основана на методологии International Project Management Association, стандартах ICB и национальных требованиях к компетентности к специалистам по управлению проектами.

"Курс разрабатывается в тесном сотрудничестве с Вениамином Кизеевым, старшим преподавателем кафедры инженерного предпринимательства Томского политехнического университета, экспертом по конкурентным стратегиям и управлению, сертифицированным специалистом по управлению проектами (IPMA_Level C). Он будет основным лектором курса", – делится планами Латышев.

По его словам, курс учитывает специфику нефтегазовой отрасли и рассчитан на самостоятельное освоение инструментария управления проектами для его последующей отработки в рамках игровой симуляции компании "5 ДЖИ". При этом он может использоваться на предприятиях как самостоятельная обучающая программа.

"Безусловно, такой подход будет крайне интересен целевой аудитории: руководителям и администраторам проектов, линейным руководителям, участвующим в проектной деятельности, главным инженерам проектов, инженерно-техническим работникам, участвующим в проектной деятельности, а также молодым специалистам, членам кадрового резерва предприятий", – резюмировал директор компании "5 ДЖИ" Латышев.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке