28 марта 2024  |
9:15  21 сентября 2018 г.

Археологи ТГУ ищут, кто устроил в древней Сибири "железную революцию"

Соколов Иван
© Евгений ВодясовАрхеологи ТГУ ищут, кто устроил в древней Сибири железную революцию

ТОМСК, 21 сен – РИА Томск. Группа ученых Томского госуниверситета (ТГУ), занятая исследованием технологий добычи железа в Южной Сибири IV-VII веков нашей эры, провела в 2018 году серию экспедиций в Горный Алтай и Шорию. Трехлетний проект по восстановлению технологии производства средневекового "черного золота" начался с раскопок в урочище Куек-Танар на Алтае. Подробности – в материале РИА Томск.

По данным открытых источников, IV-VII века нашей эры – это эпоха, которую называют "Великим переселением народов". Потерпев поражение от китайской династии Хань, народ хунну перебрался в соседнюю Джунгарию, вытесняя населявших ее кочевников на север и запад. В итоге сработал "эффект домино" и крупнейшая в истории Евразии миграционная волна достигла границ Римской империи, что привело к ее краху в 476 году.

Эта миграционная волна главным образом прошла по южным, преимущественно степным, районам Южной Сибири. Стартовав от границ Китая, кочевники миновали Саяны, степи Восточной Сибири, Алтай и через Балканы проникли на территорию Римской империи. Таким образом, многие народы, которых римские историки называли "варварами", успели, пусть временно, побыть сибиряками.

Почему железо в раннем Cредневековье стало "золотом"

Кочевники, целыми народами двигавшиеся по Южной Сибири в IV-VII веках, вынужденно стали народами-воинами. Постоянные столкновения с соседями, необходимость отбивать для себя места обитания, пастбища, удобные для зимовки распадки, требовала от кочевников совершенной военной подготовки.

Однако, помимо воинских умений и доблести, кочевникам требовался еще один ресурс – оружие. А основной материал для его производства – это железо.

Именно к этому периоду, по предположениям историков и археологов, относится взрывной рост объемов добычи и переработки железа в Тыве, Хакасии, на Алтае и в Горной Шории. Горные регионы, богатые полезными ископаемыми, быстро превратились в сокровищницу своей эпохи – "черное золото" раннего средневековья это не нефть, это железо.

© РИА Томск. Андрей Соколов
Шлак с потеками застывшего металла возле металлургической печи в урочище Куек-Танар

Что ученые хотят понять о древних металлургах

Как ни парадоксально, теме развития технологий добычи и обработки железа в Южной Сибири IV-VII веков в исторической литературе и археологических работах посвящено совсем немного исследований. Однозначных ответов на вопросы, какой народ, в какое время и в каких объемах стал добывать железо на Алтае или в Шории, наука до сих пор дать не может.

Эти белые пятна решили закрыть археологи ТГУ. Трехлетний проект, запущенный при поддержке Российского научного фонда (РНФ), как раз и призван установить – кто, когда и как научился добывать железо в Южной Сибири. Исследование комплексов раннесредневековых металлургических горнов в алтайском урочище Куек-Танар – первая часть проекта, рассказала РИА Томск заведующая лаборатории "Артефакт" ТГУ Ольга Зайцева.

Глобальная цель проекта – понять, в какую эпоху технология добычи и обработки железа появилась в Южной Сибири, появилась ли она автономно или была привнесена извне. Археологи стремятся установить каналы передачи информации, увидеть ареал распространения производства средневекового "черного золота".

По словам Зайцевой, исследования ведутся на средства гранта РНФ "Генезис черной металлургии в Южной Сибири". На Алтае работы велись совместно с учеными Горно-Алтайского госуниверситета (ГАГУ), в Шории – совместно с музеем-заповедником "Кузнецкая крепость".

"Если в таких регионах, как Хакасия и Тыва работы по исследованию объектов ранней черной металлургии археологами ведутся регулярно, то в Горной Шории эти работы не велись никогда, а на территории горного Алтая не велись больше 40 лет. А ведь это два богатых рудных района, расположенных на пути Великого переселения народов, которые до сих пор остаются белыми пятнами, – сказала Зайцева.

Руководитель лаборатории "Артефакт" ТГУ Ольга Зайцева
Первый год исследования был посвящен раскопкам металлургических объектов в урочище Куек-Танар в Кош-Агачском районе Горного Алтая и в Горной Шории. Для обнаружения памятников – металлургических печей и рудных выработок – ученые использовали междисциплинарные методы – воздушную разведку с беспилотников и магнитометрию.

"Металлургия – это технология на стыке физики, химии, материаловедения. Большое значение имеют и географические факторы. Поэтому для комплексного исследования мы привлекаем специалистов всех указанных научных направлений. Лабораторный этап работ предполагает анализ и датировку многочисленных проб, собранных на местах плавок. Полевые исследования так же являются междисциплинарными", – говорит Зайцева.

Гипотезы историков проверят в кузнечных горнах

Найти и исследовать останки древних металлургических горнов сколь угодно подробно – это не значит ответить на вопрос, как именно древние металлурги обрабатывали железо. Вот с медью и бронзой все в целом понятно – расплавить эти металлы, особенно самородки, можно и на открытом огне, но с железом все гораздо сложнее: температура его плавления 1530 градусов, а технология выплавки крицы из руды неимоверно сложна.

Раскопки ТГУ в урочище Куек-Танар
Чтобы ответить на вопрос "как", археологи ТГУ планируют полностью реконструировать процесс плавки и обработки железа – от момента добычи руды и до получения железных изделий.

"Верифицировать имеющиеся у нас гипотезы можно только в ходе экспериментов. На третий год проекта мы предполагаем проведение серии экспериментальных плавок по восстановленной в ходе раскопок технологии. Эксперимент станет элементом музеефикации технологии – на плавки мы пригласим историков, краеведов, туристов которые смогут все это увидеть", – подчеркивает Зайцева.

Первые экспериментальные плавки, возможно, будут проведены летом 2019 года в музее "Кузнецкая крепость". Полномасштабный эксперимент с полной реконструкцией средневекового металлургического горна и последующей ковкой полученного в ходе плавки железа запланирован на 2020 год.

© РИА Томск. Андрей Соколов