RIATOMSK.RU
+9°C
24 мая 2019  |  
6:14
  |  
+9°C
18:49  14 ноября 2018 г.

Мыслить как предприниматель: новую модель образования обсуждают в ТПУ

Соколов Андрей
© РИА Томск. Павел СтефанскийМыслить как предприниматель: новую модель образования обсуждают в ТПУ
© РИА Томск. Андрей СоколовМыслить как предприниматель: новую модель образования обсуждают в ТПУ

ТОМСК, 14 ноя – РИА Томск. Участники форума "Студенческое технологическое предпринимательство", который проходит в Томске в эти дни, стремятся найти ответ на вопрос: как университеты могут выработать необходимые предпринимательские навыки у своих студентов. На этом пути у вузов есть немало препон, и экономических, и административных, отмечают эксперты форума. Подробности – в материале РИА Томск.

Ранее сообщалось, что форум "Студенческое технологическое предпринимательство" пройдет в Томском политехническом университете с 14 по 16 ноября. В нем примут участие более 130 гостей и 35 спикеров. Предполагается, что участники форума сформулируют рекомендации по обучению предпринимательству в университетах страны, которые направят в Министерство науки и высшего образования.

Найти работу в 2060 году

Перестройка образовательной модели университета с целью формирования предпринимательского сознания у студентов необходима для того, чтобы нынешние выпускники были востребованы на рынке труда в ходе третьей технологической революции, считает ректор ТПУ Петр Чубик.

"Жизнь очень быстро меняется. Наши нынешние студенты будут работать в 2060 году. Какой будет экономика – никто сегодня не знает. Есть данные, что информатизация и роботизация высвободят в обозримом будущем до 2,5 миллиарда рабочих мест. Единственный выход – подготовить студентов к жизни в условиях этой неопределенности. А для этого нужны как раз предпринимательские навыки", – считает Чубик.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Ректор ТПУ Петр Чубик
Для вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность в ТПУ действует порядка 20 конкурсов проектов, которые позволяют им развивать собственные бизнес-идеи. Кроме того, в вузе в качестве обязательных читаются два курса по предпринимательству – в третьем и седьмом семестрах, которые призваны сформировать предпринимательское мышление.

Опыт бизнеса в университете

По мнению представителей бизнеса – экспертов форума студенческого предпринимательства, для формирования у студентов полноценного бизнес-мышления необходима серьезная перестройка существующей образовательной модели.

"Необходима полная вариативность вузовских курсов. Нельзя создать предпринимателя из студента, который ходит не на те лекции, которые ему интересны, а на те, которые ему навязаны. Необходимо стимулировать у студентов интерес и возможность выбора. Тогда эти люди и пойдут в бизнес, потому что сами этого хотят. А для этого бизнес должен оказывать давление на существующую модель образования", – считает гендиректор SibEDGE Александр Калинин.

По его мнению, для появления массового интереса студентов к предпринимательству необходима среда, побуждающая к самостоятельности. А в нынешней экономической реальности это сделать крайне сложно, поскольку за талантливых выпускников борются небольшие инновационные фирмы и крупные, чаще государственные корпорации, которым нужны исполнители. "Силы, в общем-то, не равны", – считает он.

© РИА Томск. Андрей Соколов
Форум "Студенческое технологическое предпринимательство"
С коллегой не вполне согласен основатель компании Rubius Сергей Дорофеев.

"Впервые в инновационный бизнес я попал через свою профильную кафедру. У нас, как выяснилось, на кафедре работал преподаватель, который имел уже свой небольшой бизнес. Буквально через пару лет мы уже продавали свои разработки по всему миру. Спустя недолгое время я вернулся на кафедру уже преподавателем", – рассказал Дорофеев.

По его словам, компания Rubius сейчас активно сотрудничает с ТПУ и Томским госуниверситетом в рамках существующих учебных курсов. Rubius доплачивает преподавателям (вторая зарплата дополнительно к вузовской), а те, в свою очередь, готовят для компании кадры, а также в рамках грантов создают разработки, коммерциализацией которых занимается компания.

В свою очередь директор филиала МТС в Томске Марина Фещенко привела несколько примеров успешного взаимодействия МТС с вузами Томска.

"Недавно МТС и СибГМУ подписали соглашение о создании "цифрового госпиталя". Кроме того, в рамках своего акселератора мы отбираем талантливых предпринимателей и разработчиков, даем им доступ к базе данных МТС по Big Data и финансируем их разработки. Кроме того, у МТС есть программа стажировок для студентов, которые могут поработать в существующих проектах МТС", – сказала Фещенко.

Впрочем, в одном бизнес-эксперты форума были согласны – существующие модели преподавания вузовских дисциплин должны быть гибкими, способными к быстрым изменениям вслед за рыночной конъюнктурой.

© с трансляции на сайте форума
Форум "Студенческое технологическое предпринимательство"

Административные рамки

Однако обеспечить желанную для бизнеса предельно гибкую образовательную модель в существующих условиях административного контроля за сферой образования практически невозможно, отметила в своем выступлении замгубернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.

"На сегодняшний день, если ректор позволит бизнес-партнерам перестроить образовательную модель университета, Рособрнадзор моментально добьется его увольнения и отзыва аккредитации… (Для создания бизнес-среды в вузах) нужна модель технологического студенческого предпринимательства от министерства образования и науки. Без этого никакие масштабные начинания в этой сфере невозможны", – считает Огородова.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Форум "Студенческое технологическое предпринимательство"
По мнению директора департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики министерства науки и высшего образования Артемия Рожкова, который принял участие в работе форума, такие изменения уже готовятся.

"Современная система регламентации в высшей школе не позволяет создавать в университете по-настоящему вариативные курсы. Этот вопрос будет обсуждаться в Союзе ректоров России, и Минобр готов менять систему госаккредитации, чтобы стимулировать создание современных гибких адаптивных образовательных программ", – сказал Рожков журналистам.

По его словам, эта проблема уже обсуждалась в рамках авторитетных ассоциаций российских университетов, а также в рамках парламентских слушаний в комитете по высшему образованию Государственной думы.

"В кооперации с работодателями мы можем создать современные образовательные программы, которые способны обеспечить достижения тех национальных целей, которые поставлены перед нами президентом", – сказал Рожков.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством «Томск» (РИА Томск). РИА Томск зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Томской области 20 марта 2014 г.
Свидетельство о регистрации ИА № ТУ70-00327. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке