RIATOMSK.RU
+1°C
29 марта 2024  |  
22:23
  |  
+1°C
15:34  28 ноября 2018 г.

ТПУ разрабатывает новый метод поиска дефектов в авиаматериалах

Масляева Мария Сергеевна
© с сайта ТПУТПУ разрабатывает новый метод поиска дефектов в авиаматериалах

ТОМСК, 28 ноя – РИА Томск. Ученый Томского политеха (ТПУ) Дарья Дерусова разрабатывает систему поиска дефектов в композитных материалах, которая объединяет три метода контроля – вибрационный, ультразвуковой и тепловой; разработка станет альтернативой рентгену и ультразвуку и позволит находить дефекты в крупных деталях самолетов и автомобилей, в разы снизив расход энергии, сообщила в среду пресс-служба вуза.

Отмечается, что композитные материалы широко применяются в авиационной промышленности и в автомобилестроении, поскольку они прочные и легкие. Однако качество этих материалов контролировать сложнее. Небольшие дефекты – расслоения, трещины – нелегко обнаружить, но эксплуатация поврежденных изделий может закончиться катастрофой. Классический ультразвуковой метод контроля очень энергозатратен, рентген не позволяет обследовать крупногабаритные объекты.

"Молодой ученый из Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Томского политеха Дарья Дерусова работает над созданием системы, объединяющей три метода неразрушающего контроля – вибрационный, резонансный ультразвуковой и тепловой. Такой подход... позволит проверять качество сложных и больших по размеру изделий из композитных материалов с учетом их физических свойств", – говорится в сообщении.

Отмечается, что новое оборудование будет потреблять в разы меньше энергии, чем мощные ультразвуковые установки. Суть системы в том, что объект подвергается акустической стимуляции в широком диапазоне частот. Упругая волна создает вибрации материала и его неоднородностей. Сканирующий виброметр фиксирует разницу резонансных частот вибрации объекта и стенок дефектов.

"Кроме того, из-за интенсивных резонансных вибраций дефектные области локально нагреваются. Эти изменения температуры на поверхности объектов мы регистрируем с помощью инфракрасной камеры. Данные контроля качества позволяют выявить сам дефект, его расположение, форму и размер", – цитируется в сообщении Дерусова.

Добавляется, что проект поддержал Российский научный фонд, грант рассчитан до 2020 года. В рамках проекта ТПУ сотрудничает с Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН, образцы материалов для отработки технологии получает из Сибирского НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина, Университета Л'Акуила (Италия) и Symbiosis Institute of Technology (Индия).

Ранее сообщалось, что ученые ТПУ создали рентгенографический комплекс, который будет использоваться для выявления мельчайших дефектов в роторах газотурбинных двигателей современных самолетов. Эта разработка может быть использована при производстве нового российского самолета ТВС-2ДТС.

Вклад ТПУ в развитие Томской области

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке