ТОМСК, 4 янв – РИА Томск, Елена Тайлашева. Бывшие томичи активно дарили друг другу на Новый год футболки Siberia is home от дизайнера Евгения Беляева (Васечкина). Евгений эмигрировал несколько лет назад, но при случае подчеркивает: "Я из Сибири". Почему иностранцы после его рассказов приезжают в Томск, сколько стоит комфорт в Лондоне и можно ли смириться с грустью грузин – в материале РИА Томск.
Dzerzhinka и Domknigi
– Лондон, где я жил три года, – город очень космополитичный, там много выходцев из других стран. Однажды я увидел на одном человеке футболку с принтом про Канаду. И подумал: "Было бы классно сделать такое же про Сибирь!". К понятию "Сибирь" я отношусь с большим уважением: она себя не запятнала ничем. И при случае всегда уточняю: "Я – из Сибири".
© предоставлено Евгением ВасечкинымБольшую часть футболок заказывали в Москву и Питер. Штучно – в Америку, Испанию, Израиль, Великобританию, на Украину. Покупатели – бывшие томичи, которые продолжают себя ассоциировать с Томском.
Самой популярной стала футболка с названиями микрорайонов Томска. Причем мне сразу начали писать: а почему нет Авангарда? Или Академа? Или Почтового (Северска)? Но я отразил те места, которые у меня самого с чем-то хорошим были связаны, особенно два района – Дзержинка и Дом книги. Их я выделил цветом. Я, кстати, не встречал людей, которые, прожив здесь хотя бы несколько лет, вспоминали Томск недобрым словом.
Много раз такое было: люди, которым я рассказывал про Томск (в том числе иностранцы), специально делали крюк, чтобы заехать и посмотреть его. Главный аргумент, который их притягивал, – Томск старинный. Ведь чем старше город, тем он больше… город. Например, Новосибирску 125 лет в этом (2018-м) году, а городом он стал только после войны.
А Томск уже 300 лет назад им был. Ну, с момента открытия университета в 1888-м точно! Культурный слой накапливается, он осязаем во всем – в улицах, в людях, в атмосфере. Город теплый, и это чувствуется. Я всегда здесь себя очень комфортно чувствовал и уехал в эмиграцию не из Томска, а из России (по политическим соображениям после присоединения Крыма в 2014 году).
Три года стресса
– Выбирая место для ПМЖ, я думал в первую очередь про Штаты, но в Великобритании жили мои самые близкие друзья, и они сказали: "Приезжай к нам в Лондон, мы тебе всегда поможем!".
В Лондоне я был много раз. Но когда приезжаешь в другую страну не как турист, тебе сразу надо решать кучу проблем. В Томске не было вопроса, который нельзя было решить по звонку. А там ты хоть премьер-министр – стоишь в общей очереди и ждешь, когда тебе выдадут какой-нибудь счет в банке. И если в Томске тот же счет можно было открыть за 15 минут, то в Лондоне на это требовалось два месяца. Потому что Англия – родина бюрократии...
Но главное – на эмигранта наваливается куча ранее не осознаваемых рефлексий. Например, вспоминая, как в Томске сам относился к приезжим из Средней Азии (в лучшем случае старался не замечать), я мучился от того, что сам теперь такой же приезжий, гастарбайтер (ведь экспат – это, по сути, красивый синоним понятия "гастарбайтер"). Хотя, надо отметить, это были мои личные фобии, вытекающие из российского менталитета: в Лондоне в основной массе все очень толерантно относятся к приезжим.
© предоставлено Евгением ВасечкинымЕвгений Васечкин: "У российских эмигрантов часто бывает ощущение, что назад дороги нет, и это гнетет. Но когда я понял, что я свободен, что я не рубил никаких мостов, что в любой момент могу уехать в любую точку мира (да хоть и назад в Россию!) – стало морально легче".
Почти три года я прожил в Лондоне, но так и не почувствовал себя там комфортно – в силу разных обстоятельств, например финансовых. На деньги, которые я за месяц тратил там, в Томске мог бы спокойно жить полгода.
У меня есть один друг-банкир, выходец из России, переехавший в Лондон из Нью-Йорка. И вот он как-то сказал: "Лондон – прекраснейший город, но, чтобы получить от него все плюсы и бенефиты, нужно иметь доход от 100 тысяч фунтов в год". А у меня была зарплата 2800 фунтов в месяц (я переезжал по рабочей визе, устроившись в компанию, которая занималась обработкой натурального камня).
Все друзья говорили: держись, поначалу всем трудно! Но когда я понял, что живу в постоянном стрессе, а ради чего – непонятно, я стал думать о переезде.
Грустная Грузия
– У меня был клиент, которому я два года дистанционно делал отель (дизайн интерьера – Ред.) в Сочи. Когда мы закончили проект, он пригласил меня на открытие. Я поехал – и заодно съездил в Армению и Грузию. Потом созваниваемся с ним, он спрашивает: "Как тебе Грузия, понравилась?" – "Да! – "Слушай, у меня в Тбилиси есть недвижимость, и я как раз хотел предложить тебе еще одним проектом заняться…".
И вот полтора года назад я собрал вещи, погрузил их в машину и приехал в Тбилиси. Тот проект закончился, не успев начаться, – возникла чисто техническая проблема, когда за время, что дом стоял без хозяина, он пришел в физическую негодность. Но то предложение стал толчком к переезду.
Конечно, я сразу ощутил огромнейший контраст: люди, живущие в Англии, – позитивные, а в Грузии – печальные. В Англии с тобой все здороваются, кассирши в магазине называют тебя honey (милый), спрашивают, как дела, в полуметре от кого-то проходишь – тебе 20 раз скажут sorry. И это классно – жить в позитивной среде, где люди ценят privacy (частную жизнь) и все очень вежливые.
А у грузин у всех очень грустные глаза, на душе у них как будто тяжелый груз (я так и не смог понять, отчего). Заходишь в лифт, здороваешься – один человек из 10 тебе кивнет, остальные просто проигнорируют – с такими лицами стоят, будто с поминок едут. Лет 15 назад и в России такое же было. Какая-то тотальная грусть…
Я часто вижу, как люди там мусорят, и меня это очень сильно расстраивает. Едет человек – и из окна машины выкидывает бутылку в центре города… Сервис даже в хороших ресторанах отвратительный – это отмечают даже туристы, не знающие особенностей внутренней жизни.
Но! При всем при этом я очень люблю Грузию. Это невероятно красивая страна, которую стоит посетить. Невероятное разнообразие: полтора часа на восток – ты в Алазанской долине, север – это Казбек, Военно-грузинская дорога. На запад едешь – Аджария, пальмы, Батуми…
© предоставлено Евгением ВасечкинымЕвгений Васечкин
Второй плюс Грузии лично для меня – там нет стресса. Никакой бюрократии, я 1,5 года езжу на машине с английскими номерами – no problems. Стоит также сказать про еду. Я не люблю грузинскую кухню – она примитивна, на мой взгляд, но когда ты заезжаешь в кафешку, и все, что тебе подают, выращено в пределах 100 метров, – это здорово! В той же Англии, если ты хочешь есть вкусные и органические продукты, то умножь на два все расходы...
И третий момент, очень важный: их неприветливость касается только внутренней жизни. Если ты турист, страна поражает гостеприимством! В первый день приезда в Грузию я загнал машину на мойку. Дядька мыл мне машину минут 45 на дикой жаре. Он попросил за работу восемь лари, у меня была только двадцатка. Но сдачи у дядьки не оказалось. "Ты турист?", – спросил он. Я кивнул. – "Тогда считай, что я сделал тебе подарок".
Связь с Томском
– Весной я собираюсь переехать в Португалию. Я делал там дом друзьям, два месяца безвылазно жил и потом часто ездил. Это дешевая, но европейская страна. С хорошим климатом, с развитым сельским хозяйством, качественной едой.
Ну, а с точки зрения работы мне не принципиально, где жить. Сейчас около 80% заказов, которые я делаю, так или иначе связаны с Томском – с людьми, которые живут в Томске или когда-то жили в нем. Да, и в сам Томск я стал приезжать все чаще и на подольше…