ТОМСК,
1 фев – РИА Томск. Введение системы безналичной оплаты за проезд в Томске станет одной из основных задач модернизации сферы пассажироперевозок в 2019
году; с внедрением "безнала" будет связано и грядущее изменение
транспортной схемы. Об этом в
интервью РИА Томск рассказала заместитель директора Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Томска Ольга Свахина.
Ранее сообщалось, что губернатор Томской области Сергей Жвачкин создал рабочую группу по внедрению в регионе безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте. В мэрии объясняли, что введение системы электронных проездных билетов позволит вывести из тени доходы перевозчиков.
Мэр Томска Иван Кляйн ранее заявлял, что вся система общественного транспорта, введенная в 2017 году, направлена на повышение качества обслуживания пассажиров, как того требуют и жители города, и федеральное законодательство. По его словам, два года назад мэрия внесла существенные изменения в работу перевозчиков, а первоочередной задачей этих изменений было наведение порядка в сфере пассажирских перевозок.
Тестовый
режим
– Введение безналичной оплаты в общественном транспорте Томска обсуждается не
первый год. Но до последнего времени серьезных подвижек в этом вопросе не было.
Сейчас к подготовке системы, в том числе программного обеспечения для
безналичного расчета в транспорте, подключаются томские инновационные компании.
Почему этот процесс идет так медленно?
© РИА Томск. Яков Андреев
– Дело не в разработке системы безналичной оплаты в транспорте или софта – все
это уже есть на рынке. Но для полноценного запуска этой системы в городе должен
появиться единый оператор, который будет аккумулировать всю информацию о
поездках и обеспечивать техническое обслуживание безналичного расчета.
Сегодня в нескольких трамваях и троллейбусах тестируется система
оплаты банковской картой через переносные терминалы. Но это только разовый
опыт.
– А
когда можно будет говорить о широком применении системы безналичного расчета в
транспорте?
– С
весны мы запускаем в тестовом режиме полномасштабный проект по установке
терминалов безналичного расчета в муниципальном транспорте ТТУ. 25 января мы провели переговоры с оператором из Красноярска,
фирмой "ИнфоКом", и уже весной, в апреле – мае, в трамваях и
троллейбусах появятся стационарные терминалы безналичной оплаты.
Тестовый режим
продлится до июля. В будущем единый оператор совместно с перевозчиками разработает единое тарифное меню, и система безналичного расчета заработает в
полную силу.
– Это будет некий аналог столичной транспортной карты "Тройка"?
– Мы
бы не хотели вводить какие-то особые транспортные карты, поскольку это
предполагает дополнительные издержки на их выпуск, распространение, замену. Мы
планируем тестировать систему с возможностью оплаты обычными банковскими
картами. Операторы говорят, что это будет дешевле.
Кроме того, терминал
позволит отказаться от кондукторов – пассажир на входе сможет рассчитаться
картой, просто приложив ее к терминалу. Такая система сейчас тестируется и в
Москве, и в Красноярске. Правда, она потребует введение штата контролеров.
– То
есть кассовый терминал в транспорте будет по факту оплаты выдавать билет,
подтверждающий оплату?
© РИА Томск. Олег Асратян
– Нет, не обязательно. Стационарный терминал не распечатывает билет, а просто
направляет на телефон пассажира информацию о списании средств с карты (как и
при любой покупке, если номер телефона привязан к карте – Ред.). У контролеров будет собственное устройство, которое при поднесении к
телефону пассажира сможет установить факт прохождения оплаты, время и то, в
каком транспортном средстве она произведена.
Дополнительный плюс в том, что
деньги, внесенные пассажиром, будут напрямую попадать на счет перевозчика, минуя
оператора, что опять же развяжет перевозчикам руки при покупке топлива, оплате
ремонта, обслуживания транспорта и так далее.
– Всегда считалось, что безналичной оплате в транспорте мешает нестабильность
покрытия города мобильным интернетом. В одних районах он есть, в других нет или нестабилен. В итоге платежи то проходят, то "зависают"…
– Этот вопрос сейчас прорабатывается. Он особенно актуален для трамваев и
троллейбусов, где из-за перепадов напряжения на так называемых перемычках может нарушаться стабильность работы интернета. Но
операторы, с которыми мы ведем переговоры, утверждают, что система уже
протестирована – никаких сбоев не возникает. Они несколько лет обкатывают ее в
Красноярске, Новосибирске и нескольких других городах. С весны тестировать эту
систему мы будем и в Томске.
Терминалы
для маршруток
– Я
правильно понимаю, что в перспективе система заработает не только в
муниципальном, но и в маршрутном транспорте?
– Именно так. С 1 июля 2019 года федеральный закон о контрольно-кассовой технике
(ККТ) обязывает установить кассовые аппараты с фискальной картой памяти во всех
видах транспорта.
Помимо факта оплаты проезда ККТ будет фиксировать поездки
каждого пассажира с геолокацией, и эта информация будет стекаться к единому
оператору. Это очень важная информация для расчета пассажиропотоков, которую
можно в будущем использовать для планирования экономики маршрутов и
пересадочных узлов.
– И
когда в Томске можно будет рассчитываться за проезд в маршрутках
"безналом"?
© РИА Томск. Таисия Воронцова
– Оператором для введения тестового режима в Томске избран муниципальный многофункциональный центр (МФЦ). Он сейчас разрабатывает техническое задание и
будет проводить аукцион по выбору городского оператора по безналичной оплате.
Перед ними поставлена задача к лету запустить работу в тестовом режиме, а к
сентябрю начать полноценное безналичное обслуживание всех пассажиров ТТУ.
Частные перевозчики после введения системы безналичной оплаты в транспорте в
течение месяца должны за счет собственных средств установить оборудование в
своих автобусах. Это требование записано в муниципальные контракты. Правда,
большинство этих контрактов заканчивается 31 декабря 2019 года.
– И как перевозчики реагируют на требование организовать безналичный расчет в автобусах?
– Часть перевозчиков – с пониманием. Часть – настороженно, поскольку введение системы требует затрат, а работать по контракту им остается чуть больше полугода, и не факт, что они заявятся на участие в аукционе на следующий период.
Но уже однозначно можно сказать, что при проведении в 2019 – 2022 годах аукционов на право перевозки пассажиров (новые контракты будут действовать пять лет) требование к использованию системы безналичного расчета за проезд будет внесено в конкурсную документацию и текст муниципальных контрактов.
Поэтому перевозчики, которые придут на маршруты с 1 января 2020 года, уже будут обязаны эту систему использовать в полном объеме. Так что система безналичного расчета в маршрутном транспорте однозначно заработает.