RIATOMSK.RU
+20°C
22 августа 2019  |  
14:45
  |  
+20°C
8:59  1 февраля 2019 г.

Электронный платеж: расчет в транспорте Томска станет безналичным

Свинцова Татьяна Владимировна
© РИА Томск. Олег АсратянЭлектронный платеж: расчет в транспорте Томска станет безналичным

ТОМСК, 1 фев – РИА Томск. Введение системы безналичной оплаты за проезд в Томске станет одной из основных задач модернизации сферы пассажироперевозок в 2019 году; с внедрением "безнала" будет связано и грядущее изменение транспортной схемы. Об этом в интервью РИА Томск рассказала заместитель директора Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Томска Ольга Свахина.

Ранее сообщалось, что губернатор Томской области Сергей Жвачкин создал рабочую группу по внедрению в регионе безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте. В мэрии объясняли, что введение системы электронных проездных билетов позволит вывести из тени доходы перевозчиков

Мэр Томска Иван Кляйн ранее заявлял, что вся система общественного транспорта, введенная в 2017 году, направлена на повышение качества обслуживания пассажиров, как того требуют и жители города, и федеральное законодательство. По его словам, два года назад мэрия внесла существенные изменения в работу перевозчиков, а первоочередной задачей этих изменений было наведение порядка в сфере пассажирских перевозок.

Тестовый режим

– Введение безналичной оплаты в общественном транспорте Томска обсуждается не первый год. Но до последнего времени серьезных подвижек в этом вопросе не было. Сейчас к подготовке системы, в том числе программного обеспечения для безналичного расчета в транспорте, подключаются томские инновационные компании. Почему этот процесс идет так медленно?

– Дело не в разработке системы безналичной оплаты в транспорте или софта – все это уже есть на рынке. Но для полноценного запуска этой системы в городе должен появиться единый оператор, который будет аккумулировать всю информацию о поездках и обеспечивать техническое обслуживание безналичного расчета.

Сегодня в нескольких трамваях и троллейбусах тестируется система оплаты банковской картой через переносные терминалы. Но это только разовый опыт.

– А когда можно будет говорить о широком применении системы безналичного расчета в транспорте?

– С весны мы запускаем в тестовом режиме полномасштабный проект по установке терминалов безналичного расчета в муниципальном транспорте ТТУ. 25 января мы провели переговоры с оператором из Красноярска, фирмой "ИнфоКом", и уже весной, в апреле – мае, в трамваях и троллейбусах появятся стационарные терминалы безналичной оплаты.

Тестовый режим продлится до июля. В будущем единый оператор совместно с перевозчиками разработает единое тарифное меню, и система безналичного расчета заработает в полную силу.

– Это будет некий аналог столичной транспортной карты "Тройка"?

– Мы бы не хотели вводить какие-то особые транспортные карты, поскольку это предполагает дополнительные издержки на их выпуск, распространение, замену. Мы планируем тестировать систему с возможностью оплаты обычными банковскими картами. Операторы говорят, что это будет дешевле.

Кроме того, терминал позволит отказаться от кондукторов – пассажир на входе сможет рассчитаться картой, просто приложив ее к терминалу. Такая система сейчас тестируется и в Москве, и в Красноярске. Правда, она потребует введение штата контролеров.

– То есть кассовый терминал в транспорте будет по факту оплаты выдавать билет, подтверждающий оплату?

– Нет, не обязательно. Стационарный терминал не распечатывает билет, а просто направляет на телефон пассажира информацию о списании средств с карты (как и при любой покупке, если номер телефона привязан к карте – Ред.). У контролеров будет собственное устройство, которое при поднесении к телефону пассажира сможет установить факт прохождения оплаты, время и то, в каком транспортном средстве она произведена.

Дополнительный плюс в том, что деньги, внесенные пассажиром, будут напрямую попадать на счет перевозчика, минуя оператора, что опять же развяжет перевозчикам руки при покупке топлива, оплате ремонта, обслуживания транспорта и так далее.

– Всегда считалось, что безналичной оплате в транспорте мешает нестабильность покрытия города мобильным интернетом. В одних районах он есть, в других нет или нестабилен. В итоге платежи то проходят, то "зависают"…

– Этот вопрос сейчас прорабатывается. Он особенно актуален для трамваев и троллейбусов, где из-за перепадов напряжения на так называемых перемычках может нарушаться стабильность работы интернета. Но операторы, с которыми мы ведем переговоры, утверждают, что система уже протестирована – никаких сбоев не возникает. Они несколько лет обкатывают ее в Красноярске, Новосибирске и нескольких других городах. С весны тестировать эту систему мы будем и в Томске.

Терминалы для маршруток

– Я правильно понимаю, что в перспективе система заработает не только в муниципальном, но и в маршрутном транспорте?

– Именно так. С 1 июля 2019 года федеральный закон о контрольно-кассовой технике (ККТ) обязывает установить кассовые аппараты с фискальной картой памяти во всех видах транспорта.

Помимо факта оплаты проезда ККТ будет фиксировать поездки каждого пассажира с геолокацией, и эта информация будет стекаться к единому оператору. Это очень важная информация для расчета пассажиропотоков, которую можно в будущем использовать для планирования экономики маршрутов и пересадочных узлов.

– И когда в Томске можно будет рассчитываться за проезд в маршрутках "безналом"?

– Оператором для введения тестового режима в Томске избран муниципальный многофункциональный центр (МФЦ). Он сейчас разрабатывает техническое задание и будет проводить аукцион по выбору городского оператора по безналичной оплате. Перед ними поставлена задача к лету запустить работу в тестовом режиме, а к сентябрю начать полноценное безналичное обслуживание всех пассажиров ТТУ.

Частные перевозчики после введения системы безналичной оплаты в транспорте в течение месяца должны за счет собственных средств установить оборудование в своих автобусах. Это требование записано в муниципальные контракты. Правда, большинство этих контрактов заканчивается 31 декабря 2019 года.

– И как перевозчики реагируют на требование организовать безналичный расчет в автобусах?

– Часть перевозчиков – с пониманием. Часть – настороженно, поскольку введение системы требует затрат, а работать по контракту им остается чуть больше полугода, и не факт, что они заявятся на участие в аукционе на следующий период.

Но уже однозначно можно сказать, что при проведении в 2019 – 2022 годах аукционов на право перевозки пассажиров (новые контракты будут действовать пять лет) требование к использованию системы безналичного расчета за проезд будет внесено в конкурсную документацию и текст муниципальных контрактов.

Поэтому перевозчики, которые придут на маршруты с 1 января 2020 года, уже будут обязаны эту систему использовать в полном объеме. Так что система безналичного расчета в маршрутном транспорте однозначно заработает.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством «Томск» (РИА Томск) с территорией распространения - Томск, Томская область.
РИА Томск зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Томской области 20 марта 2014 г. Свидетельство о регистрации ИА № ТУ70-00327.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке