ТОМСК, 21 фев – РИА Томск. Сотрудник института прикладной механики и
математики Томского госуниверситета (НИИ ПММ ТГУ)
Константин Жильцов совместно с коллегами из института прикладной механики (ИПРИМ)
РАН исследует особенности вихревого механизма подавления волн цунами подводными
преградами; ученые разрабатывают математические модели морских преград и проводят
эксперименты в специальной гидродинамической установке, сообщает в четверг
пресс-служба вуза.
Уточняется, что самое смертоносное цунами в современной истории случилось в
2004 году. Его спровоцировало землетрясение магнитудой более 9 баллов,
произошедшее в Индийском океане 26 декабря. От цунами пострадали Индонезия,
Шри-Ланка, Индия, Таиланд и другие страны. По разным данным, погибло от
225 до 300 тысяч человек.
"Сотрудник НИИ ПММ ТГУ Константин
Жильцов совместно с коллегами из ИПРИМ РАН исследует особенности вихревого
механизма подавления волн цунами подводными преградами. Ученые проводят
эксперименты в лабораторных условиях и строят математические модели, которые
помогут подобрать оптимальную конструкцию и высоту барьера, необходимую для
уменьшения разрушительной силы гигантских волн", – говорится в сообщении.
Отмечается, что отдельные страны пытаются решить эту проблему за счет
возведения в прибрежной зоне или на мелководье преград, которые возвышаются над
уровнем моря на 10-15 метров. Однако в Японии в 2011 году высота волн цунами
достигала 15-19 метров. Чтобы полностью защититься от такой волны за счет
полного ее отражения, необходима преграда высотой 30-38 метров над уровнем
моря.
© предоставлено пресс-службой ТГУ
"Чтобы избежать масштабных разрушений на побережье, не обязательно
строить многометровую стену и останавливать цунами. Наши исследования показали,
что <…> значительная часть энергии цунами (до 50%) может быть поглощена
вихревыми потоками, которые образуются при взаимодействии волны с преградой,
имеющей оптимальную конструкцию. Физика этих процессов достаточно сложна",
– цитирует Жильцова пресс-служба.
Исследовать особенности распространения волн цунами и их взаимодействия с
различными преградами помогают математические модели, построением которых
занимается Жильцов. Экспериментальная и теоретическая часть исследований
проводится в специальной гидродинамической установке ИПРИМ РАН, что позволяет
подтвердить точность теоретических моделей и численных расчетов, отмечается в
сообщении.