29 марта 2024  |
14:37  22 апреля 2019 г.

Ученые ТПУ разработали новый метод поиска опасных молекул в лекарствах

Яна Резниченко
© Валерий ДоронинУченые ТПУ разработали новый метод поиска опасных молекул в лекарствах

ТОМСК, 22 апр – РИА Томск. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) вместе с чешскими коллегами разработали новый экспресс-метод поиска в лекарствах опасных "зеркальных" молекул, который позволяет обнаружить их с помощью специального мобильного приложения, сообщает в понедельник пресс-служба ТПУ.

Что такое "зеркальные" молекулы

Поясняется, что так называемые "зеркальные" молекулы – энантиомеры – это молекулы с одинаковой формулой и физическими свойствами, но у них разные направления вращения поляризационного света, поэтому они являются как бы зеркальными отражениями друг друга. Один энантиомер в лекарственных соединениях может приносить пользу, а второй – вред.

Об их опасности заговорили в середине ХХ века. В то время беременные женщины в Европе, Австралии и США активно принимали снотворное Талидомид. Позже выяснилось, что препарат стал причиной врожденных пороков развития у детей. Один из энантиомеров обеспечивал эффект препарата, а второй внедрялся в ДНК и мешал развитию зародыша. "Талидомидовая трагедия" заставила многие страны пересмотреть практику лицензирования препаратов.

Новый экспресс-метод

Со ссылкой на аспирантку Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ и Университета химии и технологии Праги Ольгу Гусельникову сообщается, что выпускаемые сегодня рынок лекарственные препараты должны быть энантиомерно чистыми, или нужно доказать, что все энантиомеры не несут вреда организму.

"Чтобы быстро и эффективно обнаружить энантиомеры в лекарствах, ученые предложили использовать сенсоры на основе золотых пластинок с модифицированной поверхностью, специально написанное мобильное приложение и портативный рамановский спектрометр. По словам исследователей, такой подход может стать альтернативой традиционной дорогостоящей хроматографии", – говорится в сообщении.

В качестве сенсоров для энантиомеров ученые предложили использовать маленькие золотые пластинки – 1x2 квадратных сантиметра. Поверхность этих пластинок волнообразная. На нее исследователи "привили" молекулы винной кислоты, которая сама по себе является энантиомером.

"На пластинку достаточно капнуть раствор вещества, которое хотим изучить… На поверхности образуется капля. Угол смачивания этой капли, то есть как сильно она расплывается по поверхности, нам может сказать, какое количество того или другого энантиомера данное соединение содержит", – приводятся слова Гусельниковой.

Специальное мобильное приложение для смартфона, которое по фотографии анализирует угол смачиваемости, разработали ученые Университета химии и технологии Праги. Чем более выпуклая капля, тем меньше в ней соответствующего энантиомера, а чем более плоская, тем наоборот больше, добавляет пресс-служба.

Также сообщается, что результаты исследования опубликованы в журнале ACS Sensors.