19 апреля 2024  |
9:00  19 августа 2019 г.

Спасти Юнюген: ученые ТГУ хотят защитить якутское "кладбище мамонтов"

Соколов Иван
© предоставлено Сергеем ЛещинскимСпасти Юнюген: ученые ТГУ хотят защитить якутское кладбище мамонтов

ТОМСК, 19 авг – РИА Томск. Ученые Томского государственного (ТГУ) и Северо-Западного медицинского университетов (СЗГМУ, Санкт-Петербург) после экспедиции, проведенной совместно с сотрудниками Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), выступили с инициативой создания в урочище Юнюген Верхоянского улуса Республики Саха – Якутия геологического памятника. Этот статус позволит спасти от уничтожения уникальное местонахождение мамонтовой фауны. Подробности – в материале РИА Томск.

Ранее сообщалось, что в начале августа палеонтологи ТГУ побывали в Якутии, где изучали местонахождение остатков мамонтов, впервые открытое на рубеже XIX-ХХ веков полярным исследователем бароном Эдуардом Толлем. Вместе c томскими учеными в экспедиции приняли участие палеонтологи из СпбГУ и СВФУ.

Кладбище доисторических животных

Урочище Юнюген, где работали ученые, расположено в среднем течении реки Яна на севере Якутии, за полярным кругом. Склоны сопок вокруг протекающего здесь ручья Юнюген содержат многочисленные остатки доисторических животных.

"Это уникальный памятник природы, где в идеальной сохранности находятся тысячи костей мамонтов, шерстистых носорогов, благородных оленей и других доисторических животных", – рассказывает палеонтолог, профессор ТГУ Сергей Лещинский.

Профессор ТГУ Сергей Лещинский в урочище Юнюген

Благодаря многолетней мерзлоте на некоторых черепах и костях сохранились остатки кожи, на рогах – роговые чехлы, которые практически не встречаются в Евразии.

"Большинство черепов и других костей – в полной сохранности, часто можно встретить сухожилия, хрящи. Благодаря этому можно подробно изучать патологии древних животных, условия их питания и миграции. Но высокая сохранность стала для местонахождения мамонтовой фауны настоящей бедой – она привлекает сюда десятки бригад "охотников за бивнями", – говорит ученый.

© предоставлено Сергеем Лещинским
Палеонтологи с фрагментом позвоночника и челюстями мамонта в урочище Юнюген

Охотники за бивнями

Мамонтовый бивень, как и рог шерстистого носорога, – ликвидный товар в России и за границей. Одна такая находка может принести от полумиллиона до 5 миллионов рублей в зависимости от веса и степени сохранности. Такие расценки привлекают на Юнюген десятки "старателей", как и в эпоху "золотой лихорадки". Только ищут люди не золото, а бивни.

По словам якутских ученых, еще семь лет назад урочище представляло собой сплошной лесной массив. Сейчас на протяжении около двух километров по обе стороны ручья – сплошные рукотворные пещеры, промытые старателями в вечной мерзлоте. Таких пещер десятки, и возле каждой в больших количествах валяются брошенные черепа мамонтов, носорогов, бизонов...

Рукотворная пещера в урочище Юнюген

"По пожарным шлангам охотники за бивнями подают воду от реки на расстояние до двух километров. Водой размывают окрестные сопки, вымывают из них кости. Намыв костей ведется все лето. Этот бизнес требует колоссальных вложений – только топлива одна мотопомпа съедает до 300 литров в сутки… С собой забирают только бивни мамонтов и рога шерстистого носорога", – поясняет Лещинский.

Уникальные остатки, из которых можно собрать полные скелеты доисторических животных, валяются на Юнюгене повсюду. Вывозить что-то кроме бивней мамонтов и рогов носорога даже на продажу – невыгодно: слишком дорога транспортировка.

"Старатели" в урочище Юнюген

По данным открытых источников, самая дешевая доставка в Якутск – 80 рублей за килограмм веса по воде раз в год. Перевозка по зимнику – 140 рублей за килограмм, самолет – до 200 рублей за килограмм. "Копатели берут только самые ликвидные части скелетов. Это делает их бизнес рентабельным", – поясняет Лещинский.

По словам палеонтолога, на Юнюгене по сути уничтожены тысячи экземпляров остатков доисторических животных. И разрушение продолжается, ведь уникальный природный памятник не охраняется государством.

© предоставлено Сергеем Лещинским
Череп мамонта с выломанными бивнями, найденный в урочище Юнюген

Особый статус

По словам Лещинского, спасти уникальный природный памятник можно только совместными усилиями ученых всего мира. Участники экспедиции сошлись во мнении, что Юнюген необходимо защитить от разрушения.

"Необходимо объявить урочище Юнюген геологическим памятником с целью его сохранения и комплексного изучения, поставить на государственную охрану. Это уникальное местонахождение мамонтовой фауны, и оно должно принадлежать всему человечеству", – говорит он.

В планах ученых подготовить письмо в правительство РФ и руководству Республики Саха – Якутия с ходатайством наделить Юнюген статусом геологического памятника, под которым они планируют собрать подписи ведущих геологов и палеонтологов. Также ученые намерены организовать сбор подписей под аналогичным обращением на портале change.org