23 октября 2020  |
20:54  15 октября 2019 г.

Томские ученые разработали средства диагностики космических аппаратов

Соколов Андрей
© Издание СО РАН "Наука в Сибири"Томские ученые разработали средства диагностики космических аппаратов

ТОМСК, 15 окт – РИА Томск. Исследователи Института сильноточной электроники (ИСЭ) Cибирского отделения РАН разработали аппаратный комплекс для диагностики бортовой радиоэлектронной аппаратуры космических аппаратов; вторую фазу проекта планируется проводить совместно с химиками Томского госуниверситета (ТГУ), сообщает во вторник пресс-служба Томского научного центра СО РАН.

Отмечается, что проект стартовал семь лет назад, когда впервые была озвучена проблема высоких рисков образования в условиях космоса электрической дуги, способной нанести значительный урон космическому аппарату или даже вывести его из строя. Принципиально важно было не только разобраться в причинах этого явления, но и научиться справляться с возникновением такой дуги.

"Сейчас бортовые напряжения достигают 100 вольт, что в три раза выше порога дугообразования. Увеличение напряжения бортовой сети резко повышает риск зажигания вакуумной дуги. Сейчас средний срок службы спутника составляет семь-восемь лет, для большей эффективности его следует продлить до 15 лет", - цитирует пресс-служба завлабораторией вакуумной электроники ИСЭ Александра Батракова.

В результате работы группы ученых на томском НПЦ "Полюс" была запущена особая вакуумная камера, внутри которой с помощью дефектоскопического оборудования происходит диагностика деталей аппаратуры для будущего космического аппарата на наличие дефектов, ответственных за образование вакуумной дуги, поясняется в сообщении.

Отмечается, что имеющиеся результаты исследований помогут увеличить срок службы российских космических аппаратов. Однако ученые продолжают совершенствовать методики. Работы ведутся в кооперации с химиками из ТГУ, целью которой является разработка технологии, позволяющей не только обнаруживать, но и устранять дефекты в едином технологическом цикле.

"Их итогом может стать создание и запуск рабочего места в интересах предприятий космической и оборонной отрасли, где при обнаружении брака не придется прерывать технологический цикл, устранение будет происходить сразу же путем нанесения специального полимерного покрытия, создаваемого в струе плазмы и реакционного газа", - подчеркивается в сообщении.

23 октября 2020 г.
Эксперты одобрили проект дизайн-кода Томска, но его нужно доработать
23 октября 2020 г.
Грузовик сбил двух пешеходов на трассе под Томском, один человек погиб
23 октября 2020 г.
Частная клиника разгрузит томскую скорую, взяв на себя часть вызовов
Коэффициент распространения COVID-19 в Томской области по-прежнему 1
Томские врачи выписали только 43 пациента, вылечившихся после COVID-19
23 октября 2020 г.
Замгубернатора рассказал томичам, как лечить COVID дома
Пять человек умерли от COVID-19 за минувшие сутки в Томской области
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.