25 апреля 2024  |
20:54  15 октября 2019 г.

Томские ученые разработали средства диагностики космических аппаратов

Соколов Иван
© Издание СО РАН "Наука в Сибири"Томские ученые разработали средства диагностики космических аппаратов

ТОМСК, 15 окт – РИА Томск. Исследователи Института сильноточной электроники (ИСЭ) Cибирского отделения РАН разработали аппаратный комплекс для диагностики бортовой радиоэлектронной аппаратуры космических аппаратов; вторую фазу проекта планируется проводить совместно с химиками Томского госуниверситета (ТГУ), сообщает во вторник пресс-служба Томского научного центра СО РАН.

Отмечается, что проект стартовал семь лет назад, когда впервые была озвучена проблема высоких рисков образования в условиях космоса электрической дуги, способной нанести значительный урон космическому аппарату или даже вывести его из строя. Принципиально важно было не только разобраться в причинах этого явления, но и научиться справляться с возникновением такой дуги.

"Сейчас бортовые напряжения достигают 100 вольт, что в три раза выше порога дугообразования. Увеличение напряжения бортовой сети резко повышает риск зажигания вакуумной дуги. Сейчас средний срок службы спутника составляет семь-восемь лет, для большей эффективности его следует продлить до 15 лет", - цитирует пресс-служба завлабораторией вакуумной электроники ИСЭ Александра Батракова.

В результате работы группы ученых на томском НПЦ "Полюс" была запущена особая вакуумная камера, внутри которой с помощью дефектоскопического оборудования происходит диагностика деталей аппаратуры для будущего космического аппарата на наличие дефектов, ответственных за образование вакуумной дуги, поясняется в сообщении.

Отмечается, что имеющиеся результаты исследований помогут увеличить срок службы российских космических аппаратов. Однако ученые продолжают совершенствовать методики. Работы ведутся в кооперации с химиками из ТГУ, целью которой является разработка технологии, позволяющей не только обнаруживать, но и устранять дефекты в едином технологическом цикле.

"Их итогом может стать создание и запуск рабочего места в интересах предприятий космической и оборонной отрасли, где при обнаружении брака не придется прерывать технологический цикл, устранение будет происходить сразу же путем нанесения специального полимерного покрытия, создаваемого в струе плазмы и реакционного газа", - подчеркивается в сообщении.