RIATOMSK.RU
+3°C
29 марта 2024  |  
0:51
  |  
+3°C
8:59  18 ноября 2019 г.

Томский беспилотник 2.0 с ИИ подготовлен для финала "Зимнего города"

Тайлашева Елена Владимировна
© предоставлено Виктором ШиршинымТомский беспилотник 2.0 с ИИ подготовлен для финала Зимнего города

ТОМСК, 18 ноя – РИА Томск. Томский беспилотный автомобиль вне зачета примет участие в заездах конкурса зимних беспилотников "Зимний город" в декабре. О том, чем версия авто 2.0 отличается от первоначальной, а также о том, что такое "туманный искусственный интеллект" и как томские наработки помогут управлять тысячами беспилотников одновременно – в материале РИА Томск.

Ранее сообщалось, что 16 компаний – членов томского альянса "Техническое зрение" работают над созданием беспилотника для конкурса "Зимний город", учрежденного РВК, фондом "Сколково" и АСИ. Из-за нарушений техрегламента (отсутствия кнопки "пауза" на пульте управления) команда не прошла квалификацию весной в Москве, однако ее пригласили на утешительный финал – без возможности выиграть приз в 175 миллионов рублей.

"Умные глаза" автомобиля

Финальные заезды конкурса "Зимний город" пройдут в декабре в подмосковном городе Дмитров, на специальном полигоне. Не более чем за три часа автомобили должны будут проехать 50 километров по дороге с "сезонными" препятствиями, от гололеда до снежных бурь. 

Задача сама по себе интересная – в мире пока не существует способных на это беспилотников, поэтому томская команда не отказалась от идеи "допилить" свой образец даже без возможности выиграть денежный приз. Руководитель альянса "Техническое зрение" Виктор Ширшин рассказал РИА Томск, что сейчас идет сборка второй версии автомобиля:

"Компании альянса учли ошибки квалификационных заездов, мы переработали всю мехатронику, установили новую систему независимого позиционирования по геопозиции, учитывающую характеристики движения. Разработали вторую – мультисенсорную версию технического зрения, с помощью которого строится траектория движения по проезжей части, идентифицируются все встречные объекты – дорожные знаки, светофоры, препятствия, люди". 

Главное отличие, оно же главное достоинство томской разработки – как раз техническое зрение. Большинство команд делают ставку на лидары – оптические лазеры, но они не помогут проехать, скажем, через снежную пушку – буран воспримут просто как стену, и автомобиль остановится. А у томского авто есть не просто "глаза", а "умные глаза" – система основана на сенсорах видеокамер, радарах и системе томографического зрения, способной видеть сквозь туман.

Конечно, пока рано гарантировать успех томского (как и любого другого) проекта на зимней дороге. "Чтобы быть уверенным, нужно проехать сотни тысяч, миллионы километров, как беспилотная "Тесла" уже проехала по летним дорогам. Полигона специализированного в Томске нет – только в Дмитрове, поэтому эффективность решений проверим непосредственно на заезде. Но важный первый шаг сделан", – говорит Ширшин.

© предоставлено Виктором Ширшиным
Томский беспилотник для конкурса "Зимний город"

Туманный ИИ

Создатели беспилотника не сомневаются, что эпоха автономного управления – лишь вопрос времени (не более пары десятков лет). Причем под беспилотными объектами следует понимать не только автомобили, а все, что движется, от сервисных дронов до роботов-поводырей. 

"Им придется "договариваться" друг с другом на маршрутах, чтобы не столкнуться. Это не сложно, пока роботов единицы, но когда их будут тысячи, вычислительной мощности на борту не хватит для мгновенной обработки такого потока информации. Человек не способен диспетчеризировать эту среду", – поясняет собеседник агентства.

По его мнению, для управления движением потребуется модератор, некий внешний "мозг", к которому будут подключены все роботы. Один из участников альянса "Техническое зрение", компания "Софт-Кристалл", около трех лет назад занялась разработкой такого "модератора" – частично вынесенного алгоритма искусственного интеллекта (ИИ) для управления беспилотными объектами. 

"В компании создали много интересных алгоритмов, позволяющих производить такие вычисления в распределенном облаке информации.

Облачные вычисления – уже привычная штука, но сейчас, когда ими пользуются все больше, объем обработки информации увеличивается и возрастает требование к скорости реакции, надежности. Поэтому появилось понятие "туманное вычисление" – когда "облака" садятся в квартиры, офисы, многократно дублируя вычислительные мощности. По такому принципу, например, пошли создатели распределенного реестра", – говорит Ширшин. 

И поясняет: "Каждый гаджет – это часть туманного искусственного интеллекта (который распределен примерно так же, как файлы системы торрентов: каждый компьютер, подключенный к системе, хранит часть информации у себя). И гаджеты принимают участие во всемирном обучении "тумана", как сейчас Siri на iOS или Алиса на Android обучаются благодаря устройствам пользователей. Мы все – распределенный ресурс обучения этой "нейросети нейросетей".

Находчивость машины

"В среде "туманного ИИ" мы создаем новую сущность – "область предварительных выводов" перед окончательным решением, и здесь важны такие параметры, как быстродействие, безопасность, надежность.

Сейчас над этим работаем, но хотим развить у машины и "находчивость" – умение быстро адаптироваться и принимать неочевидные, но оптимально верные решения. И далее научить креативности и творчеству", – добавляет Константин Беляков, советник по ИИ компании "Соликод".

Звучит пока как научная фантастика, но Беляков уверен, что через пять лет эти идеи нужно будет реализовывать must have, и Томск тут окажется одним из первых:

"Распределенный искусственный интеллект – это все же разновидность искусственного интеллекта, хоть и высочайшего порядка. А Томск в этом силен, я бы назвал наш город центром создания алгоритмов и технологий, связанных с ИИ. Опыт работы над беспилотником показал: для решения большой технологической задачи даже конкурирующие компании в Томске могут объединиться и создать такую команду, которой не каждая страна может похвастаться".

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке