ТОМСК,
26 ноя – РИА Томск. Стартап вместо традиционного диплома,
нейротехнологии для маркетинга и уникальные пространства для развития
бизнес-проектов – эти и другие инструменты предлагает студентам Школа
инженерного предпринимательства Томского политеха (ТПУ). О подготовке
бизнесменов в стенах вуза РИА Томск рассказал руководитель школы Александр
Осадченко.
Ранее сообщалось, что Школа инженерного
предпринимательства работает в ТПУ как центр предпринимательской экосистемы и
хаб инноваций. Ее мотивационные и акселерационные программы по технологическому
и социальному предпринимательству реализуются в партнерстве с ведущими вузами и
инновационной инфраструктурой России и мира.
В сентябре 2019 года директором Школы был назначен
Александр Осадченко. С 2017 года он возглавлял департамент по инновационной
деятельности администрации Томской области, до этого работал начальником
управления особой экономической зоны "Томск" по взаимодействию с
резидентами.
Воспитание
предприимчивости
–
Александр Александрович, многие вузы так или иначе развивают студенческое
технологическое предпринимательство. Что предлагает Школа технологического
предпринимательства ТПУ?
– Давайте вспомним, что ТПУ стал одним из первых
вузов в России, инвестировавшим в развитие этого направления – здесь было
создано первое малое инновационное предприятие с участием университета в
уставном капитале. Остальные вузы только присматривались к этой теме, и чуть
позже начали эту работу.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Сегодня наша Школа технологического
предпринимательства – структура с большим именем, с разными эволюционировавшими
системами вовлечения студентов в бизнес. Для меня огромная честь работать здесь
и создавать условия для развития студенческих стартапов. При этом в Школе уже
работает огромный набор инструментов.
...Пару дней назад я разговаривал по телефону с
потенциальным абитуриентом. Одиннадцатиклассник из Железногорска, хочет
поступать в ТПУ, много слышал про Школу инженерного предпринимательства. Мы с
ним выяснили, что вопрос "Кем я буду работать через пять лет?" уже не
актуален. Важно понять "Над чем я буду работать и чего я добьюсь через
пять лет?".
В современных условиях запись в трудовой книжке не
имеет такого значения, как содержание амбиций конкретного человека. И все то,
что делается в Школе инженерного предпринимательства, – это попытка помочь
студенту понять, чего он может добиться.
Некоторое время назад Школа технологического
предпринимательства ввела курс "Предприимчивость" для всех студентов
ТПУ. Мы пытаемся объяснить преимущества траектории индивидуального развития и
мотивируем студентов.
© с сайта ШИП ТПУВ Школе инженерного предпринимательства ТПУ
Дальше, конечно, читаем базовые и серьезные курсы по
экономике, менеджменту и так далее. И наиболее "загоревшиеся"
студенты приходят в Школу на финальные курсы бакалавриата или предметную
магистратуру – становятся на финальную стадию своего развития как
предприниматели.
А самый финал случается во время защиты выпускной
квалификационной работы. В этом году Школа стала, наверное, первой в России по
такому количеству защит выпускных квалификационных работ в виде стартапов. Я считаю,
это очень важный шаг в развитии студенческого технологического предпринимательства
– когда защищается не какой-то комплект документов, сброшюрованный и составленный
по ГОСТУ, а конкретный бизнес-проект.
При этом в комиссии, помимо преподавателей, есть
успешные бизнесмены, которые пришли оценивать не студенческие работы, а именно стартапы.
–
Вы лично разговариваете со всеми абитуриентами, которые обращаются в Школу инженерного
предпринимательства?
– Сейчас – да. Не знаю, буду ли успевать делать это
дальше. Но для меня сейчас важно разобраться в мотивации поступающих ребят. Я
пытаюсь понять, как сегодняшний одиннадцатиклассник выбирает свою жизнь.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Новое поколение точно отдает себе отчет, что
выбирает не столько профессию, сколько набор базовых компетенций. И для него
важна гибкость образовательного процесса.
Поэтому вся трансформация вузовской системы,
связанная с индивидуальной траекторией обучения, с возможностью Life Long
Learning (обучение в течение всей жизни), – это конструктор, с помощью которого
новое поколение собирает свои компетенции.
Стартап
с бюджетом
–
Какого рода бизнес-проекты представили ваши студенты на последней защите?
– Часть проектов имеет конкретных заказчиков. Например,
это проекты для нефтяных компаний с предложением неких инноваций в производстве.
Это упаковка, брендирование и разработка технологического цикла для соусов для некоторых
томских пищевых компаний и другие проекты.
Сегодня мы сконцентрировались на том, чтобы привлечь
к проектам не только томских партнеров, но и крупные компании, которые владеют
топовыми технологиями. Это Nike,
PepsiCo,
Lamoda,
Wildberries.
Компании зачастую не воспринимают всерьез выпускника, который защитил комплект
документов, им нужен выпускник-стартапер.
Но важно не просто привлечь внимание новых партнеров,
но и сформировать систему развития стартапа. Много лет назад была гипотеза в
развитии предпринимательских экосистем о том, что стартап надо инкубировать,
чтобы ему жилось легче. Создавались бизнес-инкубаторы, особые тепличные условия
и тому подобное.
В этой гипотезе есть очень много правильного – все,
что касается поддержки и помощи стартапу. Но есть также сильно влияющая на
дальнейшую жизнь ошибка – в замкнутых системах ничего жизнеспособного не
вырастает. Поэтому мы отходим от идеологии инкубирования и открываем двери во
внешнюю среду.
Бизнес
open
air
–
Какие конкретные проекты будут открыты?
– То, что раньше называлось бизнес-инкубатором ТПУ,
мы переформатируем в пространство для создания общих сервисов.
Новое пространство называется "Б-51":
здесь будут пересекаться в одном месте и в одно время разработчики-студенты,
потенциальные заказчики, специалисты, которые могут оказать сервисные услуги,
то есть поддержку.
© Яков Андреев
Название "Б-51", потому что пространство
находится по адресу: Белинского, 51. Пространство работает, но еще не имеет
финальных очертаний. Сейчас мы работаем над привлечением заинтересованных
участников.
Мы сознательно проектируем это место таким, чтобы
там могли встречаться студенты разных вузов, уровней подготовки и
специальностей. Это могут быть даже школьники и остальные томичи. Открытость и
привлечение внешних игроков – ключевой момент.
–
Какие сервисы планируются или уже существуют в "Б-51" сегодня?
– Сервис №1 – это университетская "Точка
кипения", как коворкинговое пространство для проведения мероприятий.
Второй проект: дорабатываем систему, которая
собирает цифровой след всех тех людей, которые посетили "Точку кипения"
и в целом "Б-51". Это важно, потому что мы хотим провести серию
экспериментов в формате больших данных и понять, кто же такой современный
предприниматель и что надо делать, чтобы стать предпринимателем.
Этот проект не имеет своего логического завершения,
то есть исследовать цифровой след мы будем постоянно. Специфика работы со
студенческим предпринимательством в том, что каждый год приходят новые
студенты, и не факт, что гипотезы прошлого года будут работать для них без
сбоев.
© из официальной группы ШИП ТПУ "ВКонтакте""Точка кипения" в Томском политехе
Также мы предлагаем классическое сопровождение проектов,
работу с институтами развития, упаковку проекта, проведение хакатонов и так
далее. Практически каждый вуз имеет такой набор инструментов. В политехе он
есть по умолчанию.
На этой неделе мы запускаем в "Б-51" FabLab–
общеуниверситетский сервис, по сути, большую мастерскую. Мы закупили и
смонтировали дорогостоящее оборудование, которым смогут пользоваться студенты
всех вузов Томска.
Считаем, что важно не замыкаться на свою
политеховскую экосистему. Потому что именно в тот момент, когда в мастерскую ТПУ
придет студент ТГУ или ТУСУР, может родиться интересный проект. Сейчас время
такое – на рынке нет места одиночкам. Если ты не в кооперации, то ты
проигрываешь.
Также в "Б-51" есть "Фабрика процессов"
– лаборатория бережливого производства. На современном рынке большая часть цен
находится на границе своей себестоимости, потому что очень высокая конкуренция.
Для успеха нужно задуматься о производительности своего труда. Компании решают,
на чем можно сэкономить. Мы рассказываем, как это сделать правильно.
Нейротехнологии
в помощь
–
Ранее сообщалось, что Школа технологического предпринимательства проведет
исследование в области цифрового маркетинга с экспертами одной из ведущих
российских продуктовых розничных компаний X5 Retail Group. Расскажите подробнее.
– Современное предпринимательство без применения
цифровых технологий невозможно вообще. У нас в Школе работает уже второй год
магистерская программа "Цифровой маркетинг" – она строится на
конкретных кейсах конкретных заказчиков.
Цифровой маркетинг – это умение работать в онлайне. Это
не только страничка в Instagram,
не только SMM,
большие данные, понимание интересов потребителей, контент-реклама и так далее.
С X5 Retail Group ТПУ планирует проект "Нейромаркетинг".
Мы не пионеры в этой области, но ТПУ будет одним из первых использовать
нейротехнологии в образовательных целях.
Проект заключается в изучении когнитивных изменений
человека в маркетинге. Задачи могут быть разные, от банального замера новогоднего
настроения у покупателей и до сложных прагматических исследований.
Сейчас мы формируем научный коллектив для проекта, а
также группу, которая внесет эту технологию в образовательный процесс,
выбираем, какие конкретные кейсы будем решать. Планируется, что результатом
станут новые стартапы на защите в следующем году.
Нейротехнологии – это наиболее передовая часть
цифрового маркетинга, поэтому нам важно максимально быстро и полно дать этот
инструмент нашим студентам.