RIATOMSK.RU
+8°C
19 апреля 2024  |  
12:36
  |  
+8°C
9:16  16 декабря 2019 г.

Эксперты томских вузов обсудили новую "общность" образования

Тайлашева Елена Владимировна
© РИА Томск. Павел СтефанскийЭксперты томских вузов обсудили новую общность образования

ТОМСК, 16 дек – РИА Томск. Не меняться нельзя – эта мысль красной нитью проходит через обсуждение идеи "Большого университета" в Томске. Одним из новшеств, которое приживается в консервативной вузовской среде, – новые образовательные технологии, причем уже реализуемые в коллаборации несколькими университетами. Этот опыт обсудили на круглом столе в медиацентре РИА Томск.

Ранее сообщалось, что проект "Большой университет" предполагает объединение всех вузов и НИИ Томска в единый научно-образовательный консорциум с сохранением юридической автономии всех участников. Главная цель проекта – получение синергетического эффекта от сложения научных, образовательных и инфраструктурных возможностей для полноценной конкуренции с мировыми университетскими центрами.

Непрерывное образование

Рабочее место будущего будет другим, это очевидно. Но учат студентов пока по-старому… Вузы Томска еще несколько лет назад осознали эту проблему. Директор Центра повышения квалификации и переподготовки (Томского госуниверситета) ТГУ Светлана Велединская говорит, что в первую очередь они стали изучать опыт корпоративных структур как стоящих ближе всего к современному рабочему месту:

"Был создан проект обучения группы преподавателей в корпоративном университете Сбербанка, который плотно занимается новыми технологиями обучения взрослых. В итоге система повышения квалификации преподавателей ТГУ была серьезно перестроена. Мы запустили программу передовой технологии обучения, она стала прообразом одной из трех программ, которые мы сейчас по гранту выполняем с коллегами из ТГПУ и ТУСУР".

© РИА Томск. Павел Стефанский
ТГУ, ТГПУ и ТУСУР реализуют грант по программам "Передовые технологии обучения в непрерывном образовании", "Модели и технологии интеграции онлайн-курсов в образовательные программы", "Разработка программ непрерывного образования с учетом особенностей целевой аудитории".
Каждая из программ предусматривает формирование индивидуальных траекторий, включает стажировку слушателей на высокотехнологичных производствах. В обучении активно участвуют промышленные партнеры – реальный бизнес. Тема актуальна не только для региона – по словам Велединской, по программе непрерывного образования сейчас обучается более 850 человек из шести субъектов России и 12 вузов. 

© РИА Томск. Павел Стефанский
"Преподаватели всегда фокусируются на содержании, и это правильно, но они понимают, что образовательные технологии тоже важны. Меняется структура рабочего места, и должна меняться форма преподнесения информации студентам", – говорит Светлана Велединская.
Директор института непрерывного образования Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Татьяна Прищепа добавляет, что преподаватели, конечно, не всегда сами идут на переобучение. Но две темы вызывают неизменный интерес:

"Это, во-первых, наставничество. Когда мы говорим о наставничестве, мы рассматриваем две модели. Лидерская – когда, находясь в состоянии субъект-субъектных отношений, преподаватель по отношению к студенту играет ведущую роль. И партнерская – когда преподаватель и студент работают как два равных профессионала.

Второе популярное направление – это инклюзивное образование. Мы воспринимаем его широко – не только работа с особенными детками, но и со взрослыми, имеющими проблемы. Эти две темы настолько важны, что в рамках непрерывного образования три группы у нас собрались без особых трудов".

Выйти из зоны комфорта

По словам директора Научно-образовательного центра "Институт передовых технологий обучения" ТГУ Елены Друговой, для того, чтобы университетам было проще сделать первый шаг по объединению под флагом "Большого университета", нужно найти точки соприкосновения, взаимоусиления, где эффект масштаба может сработать. 

"У томских вузов сильные позиции, достаточно комфортное существование, и выйти из зоны комфорта, поставить стратегию дальнего горизонта достаточно сложно. Но уже обсуждаются возможности совместных приемных кампаний, совместного выхода на международные рынки абитуриентов", – говорит Другова.

Также университетам выгодно вместе делать общие образовательные курсы, модули. Это даст возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории на материалах разных университетов, объединив их сильные стороны.

Директор Института дистанционного образования ТГУ Виктория Дубровская отметила, что в целом уже немала совместных проектов, где фигурируют 2-3 вуза. 

"У нас, например, с 2017 года функционирует Томский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения. В проекте принимает участие ТПУ, СибГМУ и ТУСУР. За это время проучено более 1,5 тысячи преподавателей вузов и СПО, вовлечено около 200 организаций, мы охватили все восемь федеральных округов, более 60 регионов.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Виктория Дубровская
Кроме того, работаем со студентами, ведь они тоже участники образовательного процесса. Мы все сталкиваемся с тем, что преподаватели не всегда охотно используют новые технологии, со студентами – то же самое. Важно тоже учить их с этими технологиями взаимодействовать", – рассказала Дубровская.

Волна хайпа сошла

Онлайн-технологии уже пережили волну хайпа, прошли стадию взлета и падения интереса и сейчас выходят на "устойчивое плато", считает и.о. проректора по цифровизации, директор центра цифровых образовательных технологий Томского политехнического университета (ТПУ) Александр Фадеев.

"Еще пару лет назад многие говорили, что онлайн вытеснит все остальное. Но мы прекрасно понимаем: основную суть университета составляет коммуникация – между профессором как носителем знания и студентом, между студентом и студентом. Сегодня зарубежные исследования говорят, что до 60% знаний студент получает при коммуникации в группе студентов", – подчеркивает он. 

В этом случае онлайн-технологии становятся помощниками по доставке знаний, компенсируют нехватку аудиторных часов.

"Но нам, как политехническому университету, кроме знаний, крайне необходимо передавать навыки и умения. Мы учим ребят не столько теории, сколько практике – работа с оборудованием, с технологиями. Здесь классических курсов с видео не хватит. И мы уделяем большое внимание таким вещам, как виртуальные симуляторы: в виртуальную реальность переносим опасные среды или лаборатории, которые в эксплуатации чрезвычайно дороги.

Например, у нас у единственных среди вузов России есть действующий ядерный реактор, но каждого студенты туда не привезешь, и мы сделали его виртуальную копию. Любой желающий может скачать себе виртуальный тренажер. Для студентов эта среда очень привычная, ребята с удовольствием в ней работают", – рассказал Фадеев.

© РИА Томск. Павел Стефанский
.
Представители томских университетов сходятся во мнении, что лучшие практики вузов нужно распространять в своей среде. Как считает руководитель центра последипломной подготовки Сибирского государственного медуниверситета (СибГМУ) Юлия Ковширина, в этом плане "Большой университет" уже начал формироваться:

"В последние годы мы узнали друг о друге много нового, например, в ТГУ почерпнули много интересного о создании онлайн-курсов, с ТУСУРом давно сотрудничаем по развитию электронной среды университета, ТПУ открыл глаза на различные виртуальные технологии. Это мы еще не приступали к совместному изучению больших данных! Большим университетом мы бы смогли делать сетевые программы, чтобы и преподаватели, и обучающиеся были самыми востребованными".

© РИА Томск. Павел Стефанский
.

Индивидуальная траектория

Также представители вузов сходятся в том, что студентов к образовательному процессу нужно подключать не с началом обучения в вузе, а гораздо раньше. Начальник учебного управления Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Елена Саврук рассказала про проект "Школа-вуз-предприятие", который реализуется с 2016 года:

"Пилотом был Томский физико-технический лицей, ТУСУР и производственная фирма "Микран". Сейчас модель расширяем, к ней подключилась школа "Перспектива", в декабре будет открываться первая межрегиональная школьная кафедра с городом Междуреченском.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория формируется, начиная со школы, затем, когда ребята приходят в университет, у них есть возможность выбирать курсы не просто в рамках учебного плана, но и в рамках дополнительного профессионального образования, например, гуманитарий может осваивать IT-компетенции".

© РИА Томск. Павел Стефанский
Елена Саврук
Индивидуальные образовательные траектории – это хороший тренд, его придерживаются и в Томском государственном архитектрно-строительной университете (ТГАСУ). Заместитель начальника учебно-методического управления вуза Анна Кротова рассказала, что передовые направления подготовки (архитектура, реконструкция и реставрация зданий, строительство) включают в себя много практических занятий, проектное и проблемное обучение.

Но также студентов стараются мотивировать и на общеобразовательный блок. "Хороший кругозор важен для профессионала", – считает Кротова.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке