ТОМСК, 1 фев – РИА Томск. Реформа маршрутной схемы Томска не
завершена, и обещанное продление городских маршрутов до некоторых пригородов остается пока лишь на бумаге. Почему нельзя уехать на бывшей
"двойке" до Ярского, заработает ли в автобусах с трехзначными номерами "безнал" и кому пассажиры могут адресовать жалобы – в обзоре
РИА Томск.
Ранее сообщалось, что с 1 января 2020 года в Томске изменилась
маршрутная схема общественного транспорта. Одним из самых заметных новшеств
стало слияние городских автобусных маршрутов – №№ 2, 10, 16, 24, 31 и
32 – с межмуниципальными и, соответственно, их удлинение до пригородов. Организацией
движения по ним занимается облдепартамент транспорта, дорожной деятельности и
связи.
Также сообщалось, что с 1 января в Томске заработала единая
диспетчерская по управлению городским общественным транспортом, однако работу
объединенных с пригородными маршрутов она не отслеживает. Городские власти
ведут переговоры с областью о подключении этих перевозчиков к единой
информационной системе, поскольку большую часть пассажиров они перевозят по Томску.
Кто возит и куда жаловаться?
Согласно материалам сайта облдепартамента, несмотря на то, что
новые межмуниципальные маршруты получили трехзначные номера (№2 стал 141-м, №10
– 510-м, №16 – 131-м, № 24 – 120-м, № 32 – 118-м, №31 – 150-м), таблички со
старыми номерами тоже решено оставить. Обслуживают маршруты три
предприятия: АО "Томскавтотранс", ООО "Транспортное
управление" и ИП Самохвалов А.Н.
У каждого свой телефон диспетчера: "Томскавтотранс"
(обслуживает маршруты 118, 119, 131, 141, 150) – 75-18-20, ИП Самохвалов (маршрут №510) –
8-952-157-50-78, "Транспортное управление" (маршрут №120) – 8-952-686-41-10.
Как пояснил РИА Томск замглавы облдепартамента транспорта, дорожной деятельности и связи Александр Михайлов, продление городских маршрутов вовсе не предполагает, что каждый автобус будет доезжать до конечной остановки в пригороде. Количество рейсов для жителей сел осталось прежним, а основная масса "межмуниципалов", как и прежде, возит исключительно горожан.
"На городских маршрутах постоянная сменяемость пассажиров: на одной остановке зашли, на другой вышли, опять зашли. А из населенных пунктов за пределами Томска у нас пассажиры как сели, так до города и едут – тут фиксированный пассажиропоток. Нельзя все городские рейсы пускать (в села), потому что они будут ездить вхолостую и будут, что называется, возить воздух", – сказал Михайлов.
Как отметила директор "Транспортного управления" Асият Будун-Магомедова, предприятие обслуживало маршрут №24 и рейсы в Семилужки и до реформы. "Ничего не поменялось, просто два маршрута в один слились… Ходим по расписанию, расписание есть на сайте облдепартамента. На автобусах, которые идут в пригород, висит табличка "До Семилужков", таких маршрутов у нас 14 в день".
© УМВД России по Томской области
Точно так же устроена работа 510-го маршрута, сообщила РИА
Томск представитель ИП Самохвалова. Бывшие "десятки" с табличкой
"До Басандайки" ежедневно совершают 21 пригородный рейс, но большая
часть автобусов пределов города не покидают.
Почему нет безнала?
По словам Будун-Магомедовой, в отличие от
"городских" перевозчиков "межмуниципальные" еще только
готовятся к конкурсам и заключению новых контрактов с облдепартаментом. В частности,
именно поэтому в автобусах с трехзначными номерами отсутствуют терминалы
безналичной оплаты проезда – в действующих (старых) договорах этого условия
просто нет.
"Мы ждем проведения конкурсов где-то через месяц. Пока мы
не успеваем физически (установить терминалы) – заключаются договоры, подготовка
идет. Тогда же, скорее всего, во всех наших автобусах появятся кондукторы. Но с
кондукторами в городе проблема – сильно тяжелая работа. Сами представляете, с 6
утра и до позднего вечера, не все выдерживают. Найти желающих непросто", –
посетовала глава компании-перевозчика.
Беспроблемного внедрения безнала не обещает только оператор
маршрутов №№118, 119, 131, 141, 150 – то есть "Томскавтотранс". По словам
представителя предприятия Петра Максимова, тестирование безналичной оплаты
показало, что за городом система работает нестабильно.
"В городе оно работает без проблем, а вот в пригороде
не везде есть связь. Человек касается карточкой, а сигнала нет. Он второй раз
касается, снова сигнала нет. А потом, когда связь появляется, с него два раза
снимают оплату – были проблемы", – сказал Максимов.
"Томскавтотранс": без автобусов, но с маршрутами
Ранее сообщалось, что "Томскавтотранс" (100%
областная собственность) является стратегическим перевозчиком в Томской области
на межмуниципальных пассажирских маршрутах (преимущественно по договорам с компаниями-перевозчиками).
В 2019 году из-за хронических долгов перед контрагентами в компании произошло
сокращение штата. В итоге было решено временно приостановить перевозки собственными
силами.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Максимов отметил, что "Томскавтотранс" –
единственный перевозчик по межмуниципальным маршрутам, который по итогам двух
конкурсов уже заключил новые контракты с облдепартаментом.
"Были проведены областной администрацией конкурсы по
118-му и 150-му маршрутам. Эти два межмуниципальных маршрута работают с 1
января по новым контрактам, остальные (119, 131, 141) – пока по старым договорам.
Выиграли (конкурс) мы простым товариществом вместе с "Автоколонной
1975". Автоколонна предоставляет транспорт, а организационную работу
проводим мы", – сказал собеседник агентства.
До Ярского – с автовокзала
Отсутствие собственных автобусов – не единственная
особенность "Томскавтотранса" как перевозчика. В отличие от частников
предприятие не стало с 1 января автоматически продлевать городские маршруты до
пригородных сел. По ним отдельно продолжают работать те же перевозчики, что и
раньше, но теперь под контролем предприятия. И, например, бывшая "двойка"
продолжает ходить только до Аникина.
"Автобусы, которые ходят до Ярского, пока отправляются
с автовокзала. Удлинение городского маршрута мы пока не делали по той причине,
что необходимо выяснить мнение жителей села Ярское, Казанки, Синий Утес –
удобно ли им пользоваться этим маршрутом, или им удобнее все-таки отправляться
с автовокзала – из тепла", – сказал Максимов.
Как пояснил Михайлов, в Ярское и Молодежное с любой точки объединенных маршрутов можно
будет уехать на части автобусов после завершения конкурсов. По его данным, сходы селян по поводу заезда
к ним "городских" автобусов уже прошли. Люди одобрили продление маршрутов.