RIATOMSK.RU
+1°C
26 апреля 2024  |  
4:32
  |  
+1°C
9:07  12 февраля 2020 г.

Волшебники в сугробах: как в Томске куются прорывные IT-технологии

Тайлашева Елена Владимировна
© предоставил Сергей ДорофеевВолшебники в сугробах: как в Томске куются прорывные IT-технологии

ТОМСК, 12 фев – РИА Томск, Елена Тайлашева. Другого выхода, как стать IT-столицей, у Томска нет, говорят эксперты о развитии региона. А лучший "сценарий" работы в Томске – выход на международные рынки, утверждает основатель IT-компании Rubius Сергей Дорофеев. Сколько провалов было у его стартапов, за что Apple платит томичам и чем зима хороша для прорывных технологий – в нашем материале.

Гениальные конструкторы и плохие продавцы

Первым компьютером Сергея Дорофеева был старенький ZX Spectrum (с которого, кстати, начинали многие постсоветские программисты). Нашел книжку по программированию, увлекся, записался в кружок. Однажды преподавательница вызвала родителей и сказала: "Ваш ребенок талантлив, ему нужно купить нормальный компьютер".

"Семья была небогатая (мы тогда жили в Алтайском крае), на крупные покупки была отложена определенная сумма. Устроили семейное собрание. Мама была за автоматическую стиральную машинку – трое пацанов в семье! Ее поддержал старший брат. Я, конечно же, был за компьютер, отец тоже. Мой брат-двойняшка воздержался. Возникла неловкая ситуация, нужно было принять решение...

© предоставлено департаментом труда и занятости населения Томской области
Кошка села на нашу с отцом сторону, мы ее засчитали за полголоса и купили компьютер", – с улыбкой вспоминает Сергей.

В 2002 году он поступил в ТУСУР (Томский университет систем управления и радиоэлектроники). На старших курсах работал в нескольких научных проектах, в том числе – по созданию программного обеспечения для проектирования СВЧ-плат с применением искусственного интеллекта.

"Мы делали крутые вещи, собрали сильную команду. Хотели продавать, но все упиралось в отчеты по грантам и бесконечное стремление к совершенству. В итоге наша команда распалась.

Научные руководители часто боятся выходить на коммерческий рынок… Мы нация гениальных конструкторов, но неважных продавцов. В США наоборот – быстренько разрабатывают прототип и активно коммерциализируют. Ведь выживает не сильнейший, а тот, кто быстрее адаптируется под рынок. Поэтому, кстати, в России огромное количество R&D-центров мировых корпораций, но так мало своих программных продуктов", – говорит Дорофеев. 

© предоставил Сергей Дорофеев
"В 2005 году я работал в молодом стартапе, и моим директором был главный программист "Элекарда". Через него мы прикоснулись к их корпоративной культуре, поняли, каким должен быть айтишный лайфстайл – свобода, прямые взаимоотношения друг с другом, драйв и амбиции", – говорит Сергей Дорофеев.

Преодоление долины смерти

Попытки найти себя в бизнесе давались Дорофееву тяжело. Он открывал городской портал с объявлениями, виртуальные 3D-туры по томским заведениям, разрабатывал сайты… Когда уже казалось, что очередная компания – неизбежный банкрот, к Сергею присоединился его коллега по аспирантуре – Сергей Кошевой. Работа закипела с удвоенной энергией.

"Проблемы были везде – и на уровне сотрудников, и взаимодействия с заказчиками. Постоянно просыпался с одной мыслью: где взять денег на зарплату? Два года изнурительной работы по 12 часов в сутки без выходных и отпусков, спишь плохо, продуктивность низкая, постоянные препирательства с партнером…" – вспоминает он.

Они нанимали консультантов, чтобы научиться "делать дела", но те говорили одно и то же: "Плати сотрудникам меньше, а заказчиков бери больше. Если хочешь больших денег, тогда только откаты". Но аргумент "все так делают" начинающих предпринимателей не устраивал.

"Это все сильно претило нашим ценностям – мы хотели работать с классными ребятами в команде, а не с "винтиками". А с заказчиками выстраивать отношения так, чтобы они говорили "спасибо", а не выкручивать им руки. Консультанты нас предупреждали: "Вы с таким идеалистическим подходом быстро без штанов останетесь". И все к тому и шло… 

Но тут удалось выиграть грант аж на миллион, большие деньги в те времена! Сергею позвонил одногруппник, который работал в компании "АСКОН", разрабатывающей инженерное программное обеспечение. Он предложил потратить эти деньги на разработку ПО для проектирования ЛЭП. Вместо планируемых двух месяцев мы потратили на это два года, но продажи шли не так, как ожидалось", – рассказывает Дорофеев.

В этот момент томичей заметил один крупный московский интегратор. Он предложил купить весь Rubius целиком. Девять месяцев шли переговоры, свободу терять не хотелось, но долги росли, а грант к тому времени проели… В итоге открыли совместное юрлицо и переместили в него всю команду проекта. Это было спасением – появилась возможность иметь стабильный заработок, зализать раны, а главное – сохранить Rubius, пусть по факту это и было наемным трудом.

"В процессе предпринимательского пути неизбежны провалы – это нормально. Когда их нет, это означает, что ты не растешь. Настоящий предприниматель не боится ошибок – открывает, ошибается, закрывает. И на десятый раз приходит к успеху, и за счет накопленного опыта начинает его максимизировать. А про девять предыдущих попыток никто и не вспомнит", – делает вывод Дорофеев.

© предоставил Сергей Дорофеев
"Когда мы начинали бизнес, без откатов в корпоративный сегмент было не влезть. Тогда это было нормой, и мы выглядели как инопланетяне, никто не хотел с нами работать. Но сейчас менталитет меняется, корпорации уже сами приходят к нам и предлагают задачи без всяких мутных схем", – говорит Дорофеев.

Провалы – это нормально

"Мы писали хороший код, нас стали рекомендовать другим, и однажды к нам обратился представитель американской компании, выпускающей ПО для станков с ЧПУ (числовым программным управлением). Он сказал: "Давайте так: я покупаю вам геометрическое ядро и обеспечиваю вам сбыт, а вы разрабатываете на его основе продукт за свой счет.

Мы подумали – почему бы и нет? Мы всегда мечтали выйти на международный рынок, это мотивировало. Два года мы разрабатывали этот проект. Главная сложность состояла в том, что надо было встроить свой продукт в другую программу, которая для этого была не предназначена", – вспоминает Сергей.

© предоставлено пресс-службой инновационных организаций Томской области
В итоге томичи пошли на технологический риск – перекрыли часть их окна своим. "Пользователь этого не понимает – мы перехватываем нажатие мышки в определенный момент и затем отрабатываем у себя в приложении. Когда мы прилетели в Америку на презентацию, их инженеры чуть с кресел не попадали: мол, это невозможно!  А когда узнали, как мы это сделали, твердили "вы волшебники!", – поясняет он.

Впечатленные, американцы тут же предложили томичам разработать их новое мобильное приложение. "Такое умеете?.."

"А смартфоны тогда только пошли, это был 2008 год... Но я глазом не моргнув сказал: "Конечно, умеем!". И вот они присылают задание, мы хватаемся за голову, в панике ищем людей, которые в этом хоть что-то понимают...

Но несмотря на то, что мы начинали вообще без компетенций в этой области, нам удалось разработать программный продукт сразу под три платформы одновременно – iOS, Android и Windows RT, причем мы уложились в изначальный бюджет (под одну платформу). И когда мы снова прилетели и показали свое решение, они опять были в шоке", – вспоминает Дорофеев.

Основатели Rubius снова получили предложение о продаже, но снова отказались – даже под страхом потерять клиента, на которого к тому времени приходилось 80% оборота. Как и в первый раз, нашли компромисс: открыли юрлицо – 100%-ю дочку заказчиков, куда перешла вся команда нового проекта.

© предоставил Сергей Дорофеев
Rubius первые 7 лет продолжал удваиваться по обороту, в период этого бурного роста к компании присоединился Антон Кудинов (слева; в центре – Сергей Кошевой), у которого к тому моменту была своя компания из 20 первоклассных специалистов, которые также мечтали работать на международном уровне.

Небо голубее

Когда объем заказной разработки для американцев стал быстро расти, у основателя Rubius возникла идея делать длительные "вылазки" в США.

"Переехать на ПМЖ никогда не хотел – я патриот в этом плане: мне нравится русская культура, русская кухня, русская речь, русская инженерная школа. Снег, в конце концов! Но на месте проще решать вопросы с заказчиком, и я пробовал с семьей несколько месяцев пожить в Сан-Франциско. Разочаровался в этой идее я довольно быстро…

Бытовые условия и логистика оказались ужасными. Мы снимали полдома в престижном районе, но там были блохи. Чтобы съездить в магазин за нормальной качественной едой (как в России), надо было потратить два часа жизни. Жизнь очень дорогая, например, прием у врача раз в 10 дороже, чем в России, при этом его компетенции сомнительны: назначенное лечение не помогало", – вспоминает Сергей.

Но самой большой проблемой для него стал климат:

"Однообразная погода утомляет, кроме того, за 10 месяцев сухости солнце выжигает все. Потом идут пожары и смог. Когда прилетаю из Калифорнии в Томск, нарадоваться не могу – столько тут разной зелени! И небо... В Калифорнии небо плоское, облаков нет. А у нас облака многоярусные, целое измерение вверх! Я приезжаю – и фотографирую, фотографирую…".

© предоставил Сергей Дорофеев
"Америку я исколесил вдоль и поперек. Самое лучшее, что там есть – это отношение к предпринимательству. Предприниматель – это герой нации. Если что-то не получилось, то он все равно молодец. У нас же закритикуют – мол, нечего было высовываться", – говорит Сергей Дорофеев.

"Гордимся происхождением"

Крутую инженерную школу в России Сергей считает огромным заделом для рывка страны:

"Мы в Rubius пытаемся доказать, что можно делать международный бизнес в России. Например, у нас есть продукт Planyway – командный календарь и таймлайн. У него 200 тысяч пользователей по всему миру, лицензии покупают крупнейшие корпорации, такие, как Apple или IKEA и еще тысячи известных компаний. Когда они узнают, что продукт родом из Сибири, то удивляются до глубины души.

В этом наша миссия: показать, что в Томске, в тайге и по шею в сугробах можно ковать технологические инновации, которые опережают текущий технологический прогресс. Мы, конечно, матрешками с балалайками не обкладываемся, но своего происхождения не стесняемся", – подчеркивает Сергей Дорофеев.

© предоставил Сергей Дорофеев
"С коллегами по IT есть негласный договор: нагло хантингом друг у друга не занимаемся. Наша задача – удержать людей в Томске: конкурентными зарплатами, комфортными рабочими местами, профессиональными тусовками, крутыми проектами. А чем богаче IT в Томске, тем богаче и сам Томск", – считает Дорофеев.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке