ТОМСК, 6 мар –
РИА Томск. Ученые факультетов философии и психологии Томского госуниверситета (ТГУ)
завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей;
исследователи выявляли основные сложности в работе педагогов и сформулировали
стратегию адаптации, выводы опубликованы в монографии и методическом пособии,
которые школы получат бесплатно, сообщает в пятницу пресс-служба вуза.
Отмечается, что
исследование профессионального выгорания и, как следствие, социальной апатии у школьных учителей ученые проводили в школах Томской, Новосибирской, Кемеровской
областей и Красноярского края. Исследователи постарались взглянуть на проблему
глазами самих педагогов.
© предоставлено Алексеем Кулешом
"Ученые
философского факультета и факультета психологии ТГУ завершили двухлетнее
исследование, посвященное социальной апатии учителей… Социологи брали
нарративное интервью у учителей разного возраста со стажем работы от одного
года до 42 лет", – говорится в сообщении.
Причины выгорания
В ходе
исследования многие респонденты говорили о чрезмерной нагрузке, в том числе о
большом объеме "бумажной" работы, о том, что постепенно "утрачивается
учительское сообщество". Среди проблем и вызовов учителя часто упоминали культ
прав ребенка, сложности общения с родителями учеников, отсутствие поддержки
либо давление со стороны руководства школы, низкий социальный статус учителя и
невысокую зарплату, отмечается в сообщении.
Еще одной причиной
выгорания служит то, что у учителей "отложенный" результат труда.
Зачастую они его не видят или обнаруживают через годы, из-за чего возникает
ощущение бессмысленности работы. Врачи, например, могут сразу увидеть результат
– пациенту становится лучше или хуже, а учителя даже не наблюдают этого, отмечая,
что ЕГЭ не всегда может служить мерилом учительской работы.
"Согласно
разным исследованиям, 60-70% учителей часто испытывают стресс на
работе. Он присутствует и у тех, кто работает в частных учебных заведениях с
высокой оплатой, и в школах со сложным социальным контекстом. Проблема выгорания
есть не только в России, но и в тех странах, где учитель имеет очень высокий
социальный статус и хорошо финансово обеспечен, например, в Канаде и Финляндии", – цитируется руководитель проекта, доцент кафедры социологии ФСФ ТГУ Роман Быков.
Советы педагогам
Исследование
показало, что преподавателей, воспринимающих собственную профессию как
творчество, становится все меньше. Школьное образование "зажато" в
рамки рыночной экономики, поэтому и подход учителей все чаще становится
инструментальным, подчеркивается в сообщении.
"Чтобы
помочь педагогам в выборе способов адаптации, социологи составили "Пособие
по рефлексии для учителей". Брошюра содержит в себе советы, которые
педагоги дают коллегам для восстановления гармоничной и продуктивной
профессиональной позиции. Результаты исследований изложены в монографии. Оба
издания ученые готовы предоставить школам в электронном и печатном виде на
безвозмездной основе", – говорится в сообщении.