ТОМСК, 17 мар – РИА Томск, Мария Масляева. Студенты Томского политеха (ТПУ)
во вторник полностью перешли на дистанционное обучение. Как проходят
онлайн-лекции и чем они лучше классических пар – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что министерство науки и высшего образования
рекомендовало вузам организовать обучение студентов с использованием цифровых
технологий в связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной
инфекции.
ТПУ накануне, 16 марта, приступил к тестированию систем, чтобы перевести
студентов на онлайн-обучение уже 17 марта. На данный момент в вузе разработано
более 1200 онлайн-курсов, доступных в LMS Moodle.
Как проходят онлайн-лекции
Почти 12 тысяч студентов вместе с аспирантами ТПУ не пошли во вторник на
занятия. Вместо этого в 08.30 они уселись перед экранами своих ноутбуков, чтобы
присутствовать на лекциях онлайн.
© РИА Томск. Таисия ВоронцоваЧерез несколько месяцев аспирантам из Ганы – учащимся инженерной школы ядерных технологий (ИЯТШ) ТПУ – предстоит защищать свои научные работы. Так что пары, в том числе виртуальные, они не пропускают.
Как рассказала журналистам замдиректора ИЯТШ по международному образованию
ТПУ Вера Верхотурова, в общежитии вуза на Усова, 15б на каждом этаже есть
учебные комнаты, где обычно занимаются студенты. Но сейчас руководство ТПУ не
рекомендует собираться студентам вместе, поэтому ребята занимаются в своих комнатах,
где живут по два человека.
"Отличие дистанционного образования от классического только в
географической локации преподавателя и ребят. Расписание занятий, их
содержание, количество студентов не меняется, хотя, конечно, дистанционное
образование требует большей сознательности и самодисциплины студентов", –
пояснила Верхотурова.
По ее словам, в электронном расписании занятий у каждого студента рядом с
названием предмета появляется ссылка на онлайн-лекцию. Они проходят в
стандартном режиме и позволяют показывать презентации, вступать преподавателям
и студентам в дискуссии, задавать вопросы.
"Если студент говорит, что у него нет ноутбука или он старый и не
позволяет установить наше программное обеспечение, мы собираем у ребят такую
информацию и в оперативном режиме принимаем решение. Пока жалоб не
поступало", – добавила она.
Таисия ВоронцоваВ обычной учебной аудитории в главном корпусе политеха тихо, парты пустые. Но преподаватель все равно читает лекцию, вот только обращается к монитору компьютера, где, пусть и виртуально, находятся студенты.
На пары с кружкой чая и в тапочках
Студентку шестого курса Инженерной школы информационных технологий и
робототехники Екатерину Бугаеву коронавирус не испугал. Несмотря на
рекомендации руководства ТПУ заниматься в своих комнатах, девушка работает над научной
работой в общей учебной комнате.
"Сейчас я занимаюсь научно-исследовательской работой, пишу
магистерскую диссертацию. Моя тема – разработка аудиометрического шлема. Я
люблю учебную комнату. Когда утром соседки спят, чтобы им не мешать, я
занимаюсь здесь, поскольку в этой комнате очень светло и уютно", – говорит
старшекурсница.
© РИА Томск. Таисия ВоронцоваСтудентка ТПУ Екатерина Бугаева
По ее мнению, в условиях угрозы распространения коронавируса лучше избегать
мест массового скопления людей, временно не посещать кафе, клубы или кино.
"Это отличный опыт для политеха, студентов и преподавателей. В будущем
дистанционное образование может более широко применяться".
Студентка 4-го курса ИЯТШ Анна Матейко тоже не поленилась встать пораньше,
чтобы посетить первую пару, пусть и в онлайн-формате.
"Когда ты на паре, это визуальный контакт, больше взаимодействия с
аудиторией, и преподавателю больше видна наша отдача. Если говорить о
дистанционном обучении, то, конечно, нам тут проще, потому что ты сидишь с чаечком,
в домашней одежде, ты не накрашенная, например, или что-то еще, и от этого
комфортнее", – прокомментировала Матейко.
VR-тренажер за семестр
Студенты политехники, помимо "посещений" онлайн-лекций, работают
и в виртуальных лабораториях. На данный момент в ТПУ создано порядка 220 лабораторных
VR-установок. По словам начальника отдела цифровых
образовательных ресурсов ТПУ Александра Кузнецова, их разрабатывают
преподаватели вуза вместе со студентами.
"Сейчас ребята занимаются разработкой компьютерного тренажера по материаловедению,
там непростая задача – нужно реализовать в условиях виртуальной реальности
помещение лаборатории материаловедения и реализовать работу с оборудованием и
материалами с помощью специальных датчиков и шлема", – рассказал
собеседник агентства.
© РИА Томск. Таисия ВоронцоваНачальник отдела цифровых образовательных ресурсов ТПУ Александр Кузнецов
По его словам, время создания тренажера виртуальной реальности зависит от
объема локаций и количества приборов. Так, если над ним трудятся пять человек –
3D-моделлер, дизайнер, программист, режиссер сценария и
специалист по звукозаписи, – на это обычно уходит три-четыре месяца.
"Не во всех VR-тренажерах применяются
шлемы и датчики виртуальной реальности. Для многих разработок достаточно
монитора, мышки и клавиатуры. С методической точки зрения такие тренажеры ничем
не хуже, но эффект погружения в среду меньше", – прокомментировал Кузнецов.
Привычная "цифра"
Как рассказал проректор по цифровизации ТПУ
Александр Фадеев, сегодня сотрудники вуза рассылают студентам ссылки на
вебинары в ручном режиме, но за два-три дня эту систему планируется сделать
автоматической.
"Поскольку в ТПУ всегда использовался формат
онлайн-лекций, мы легко перевели университет на это систему. Нам только нужно
было организовать преподавателей и студентов – что они идут не в физические, а
в виртуальные аудитории", – сказал он.
Проректор добавил, что если потребуется, ТПУ готов работать
в дистанционном режиме длительное время.