Томская область находится в режиме повышенной готовности из-за коронавирусной инфекции, и в Томском государственном университете (ТГУ) предпринимаются различные меры, чтобы предотвратить распространение COVID-19, а также гриппа и ОРВИ. Проректор ТГУ по социальным вопросам Сергей Кулижский рассказал, как живет университет в новых условиях, какие проблемы возникают и почему личные меры предосторожности эффективнее, чем внешние.
С какими сложностями мы столкнулись?
– Университет не переживал такой ситуации. Наверное, это первый прецедент такого рода за многие десятилетия. Были периоды птичьего, свиного гриппа, однако университет никогда не работал в режиме повышенной готовности из-за инфекции.
В новых условиях, в первую очередь, возникли проблемы организационного характера, например, как отменить более 20 мероприятий в Центре культуры, на которые распроданы билеты; как закрыть бассейны и спортивные залы; как обеспечить соблюдение санитарных норм; как вести оперативный учет выезда обучающихся из общежития, когда их количество исчисляется тысячами, и многое другое.
Второй момент связан с тревожностью. Этот психологический фактор не критический, но достаточно болезненный. Отсюда множественные обращения родителей, студентов. Хотелось бы отметить, что Совет ректоров держит руку на пульсе и в оперативном режиме обменивается информацией и лучшими практиками.
© предоставлено пресс-службой ТГУПроректор ТГУ по социальным вопросам Сергей Кулижский
Созданный в университете штаб ежедневно оперативно решает насущные вопросы, и мы организовали собственную "горячую линию", куда можно обратиться, – телефон call-центра ТГУ (3822) 785-188. Эта "горячая линия" территориально располагается на площадях Психологической службы ТГУ, и ее руководители активно принимают участие в работе.
Иногда предъявляемые претензии очень категоричные. Например, по поводу проведения дезинфекции кнопок на клавиатурах и в лифтах, дверных ручек после каждого их касания человеком. Университет делает все возможное для решения технических и организационных вопросов, и нужно совместно устранять возникающие проблемы.
Конечно, все имеют право требовать повышенных мер по дезинфекции, однако следует и самим тоже заботиться о своем здоровье – взять дезинфицирующую салфетку на стойке у входа и протереть кнопку лифта перед нажатием.
Как изменились правила проживания в общежитии?
– На сегодняшний день 2940 человек, проживающих в общежитии, приняли решение обучаться дистанционно вне общежития.
Правила проживания в общежитии строятся на понимании важности выполнения норм, которые диктуются специалистами. В целом общежитие живет своей обычной жизнью, но сейчас запрещено посещение общежитий не проживающими в них. Родители и друзья не могут прийти в гости для их же собственной безопасности.
В каждом общежитии организовано на входе место, где стоят дезинфицирующие средства как для рук, так для поверхностей, сухие и влажные салфетки, чтобы студенты ими пользовались. Если средства отсутствуют, нужно оперативно сообщить коменданту общежития или обратиться на "горячую линию".
© предоставлено пресс-службой ТГУАнтисептик в общежитии ТГУ
Считаю, что студентам нужно с большей ответственностью относиться к своему здоровью: утром и вечером замерять температуру, при самых первых симптомах – ее повышении, появлении кашля, першения, чихания, нехватки воздуха – срочно обращаться по телефонам, указанным на сайте университета, и в медицинские учреждения, к которым они прикреплены.
Кстати, если у студента обнаружены признаки болезни, сотрудники общежития должны вызвать врача, а при необходимости изоляции в общежитиях №6 и №3 оборудованы отдельные комнаты. Переселять в них будут по рекомендации врачей.
Как работают сейчас клининговые компании?
– В университете принимаются меры, чтобы клининговые компании, понимая важность и нужность принятия дополнительных мер, усилили качество и число уборок.
В коридорах, на кухнях, в душевых и других общих помещениях уборка проводится с использованием хлорсодержащих препаратов, каждые два часа проходит обработка перил и ручек. Однако следует помнить, что сотрудники клининга работают только за пределами личных комнат. Внутри комнаты студенты сами должны поддерживать порядок – проводить влажную уборку, проветривать и так далее.
Однако если вы видите, что уборка проводится небрежно, то фиксируйте, обращайтесь к коменданту или в дирекцию студгородка, мы будем решать вопрос.
© предоставлено пресс-службой ТГУУборка в общежитии ТГУ
Как организован контроль симптомов?
– ТГУ успел закупить бесконтактные устройства для замера температуры, и они есть в каждом общежитии и корпусе. Например, в главном корпусе на обоих выходах имеется возможность измерить температуру. В общежитиях сотрудники и волонтеры ходят по комнатам и предлагают проверить температуру.
Но нужно заметить, что прибор достаточно чувствительный, и если измерять температуру сразу же по возвращении с улицы, он может показать пониженную температуру поверхности этого участка тела. Не потому, что прибор неисправен, а из-за состояния человека в это время. Поэтому рекомендуем подождать немного и только потом проводить измерения.
Чем занимаются волонтеры?
– Понимая важность ситуации, университет обратился к студентам за помощью, и многие откликнулись, чтобы стать волонтерами. Волонтеры выполняют разные задачи, например, убеждают студентов в необходимости соблюдать правила личной гигиены. Или информируют, чтобы студенты ответственно принимали решение об отъезде из общежития, поскольку поездка в транспорте, в местах массового скопления людей, может привести к непредсказуемым последствиям.
Сейчас в ТГУ работает 93 волонтера, а 19 марта их было 19. Это здорово, что люди стремятся помочь в сложившейся ситуации, включаются в этот процесс. 47 человек помогают измерять температуру в корпусах, 20 – в общежитии, 26 человек разъясняют меры профилактики и информируют студентов в общежитиях.
© предоставлено пресс-службой ТГУСтудент ТГУ в маске
Как организовано питание?
– Нужно понимать, что количество студентов в корпусах уменьшилось, точки общественного питания испытывают финансовые проблемы. По этой причине закрылась большая столовая в главном корпусе и в корпусе № 6.
У нас есть возможность питаться в кафе "Кафедра", "Минутка" или обращаться в "Островок питания", где можно сделать предварительный заказ.
Такая ситуация продолжится до снятия особого режима.
С какими вопросами к вам чаще всего обращаются?
– Ко мне напрямую обращаются, как правило, родители и родственники студентов, а также они сами. Из социальных вопросов людей волнуют те, что связаны с усиленным количеством мер по дезинфекции и проживания в общежитиях.
Часто приходится объяснять, как идет работа в университете. Например, у вас карантин, но почему люди свободно ходят туда-сюда, почему в корпусах бывают люди? На это я отвечаю, что текущая деятельность университета не ограничена. Поменялась форма получения знаний для студентов и усилены меры профилактического характера. Все остальное в рабочем режиме.
Что еще нужно доработать?
– Идеальный вариант – дойти до каждого студента, сотрудника и лично объяснить о его возможном вкладе в предотвращение распространения инфекции. Малым числом штатных сотрудников без включения научных руководителей, кураторов, завкафедрами и лабораториями, деканов и всех, кто имеет отношение к университету, сделать это очень сложно.
Подчеркну, что иногда личные меры предосторожности эффективнее, чем внешние. Хотелось бы заметить, что с социальной точки зрения режим повышенной готовности пройдет. Но в любое время непредвзятость, взаимопомощь, открытость – они должны сохраняться, поскольку именно эти качества выгодно отличают настоящий университетский коллектив.
Подготовлено пресс-службой ТГУ