RIATOMSK.RU
+5°C
29 марта 2024  |  
16:03
  |  
+5°C
8:53  29 июня 2020 г.

Томские химики обеспечат "русифицированный" самолет кислородом

Тайлашева Елена Владимировна
© РИА Томск. предоставлено Алексеем КнязевымТомские химики обеспечат русифицированный самолет кислородом

ТОМСК, 29 июн – РИА Томск. АО "Корпорация "Росхимзащита" проведет испытания термохимического генератора кислорода и конвертера озона для системы кондиционирования воздуха гражданских самолетов, в разработке которых участвовали ученые и инженеры ТГУ. Если испытания будут успешными, устройства станут частью большого проекта по созданию российского самолета с максимальным импортозамещением. Подробнее – в нашем материале.

Сложный инжиниринг

Последние несколько лет в России ведется разработка пассажирского самолета, максимально состоящего из российских компонентов. Точнее, двух: корпорация "Иркут" создает модель "МС-21-300", а АО "Гражданские самолеты Сухого" – Sukhoi Superjet New. 

Многие компоненты систем авиатехники на данный момент производятся только за границей, например, системы кондиционирования воздуха – в США, Германии и еще нескольких странах. 

"Нашему Инжиниринговому центру выпала ответственная задача – участвовать в разработке двух изделий для системы кондиционирования воздуха самолета. В ближайшее время передаем готовые опытные образцы на испытания заказчику – АО "Корпорация "Росхимзащита", – рассказал РИА Томск директор Инжинирингового химико-технологического центра Томского госуниверситета (ИХТЦ ТГУ) Алексей Князев.

Первое изделие – термохимический генератор кислорода, который подает кислород в маски пассажиров в случае ЧС. Над ним томичи работали около трех лет. Князев поясняет: на борту нет никаких емкостей со сжатым воздухом – кислород образуется в результате химической реакции, в которой участвуют хлораты и перхлораты щелочных металлов.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Перхлораты при воздействии температуры начинают активно выделять кислород. Ученым нужно было подобрать форму и состав брикета, который вставляется в заряд размером с аэрозольную бутылочку и размещается над каждым креслом в салоне самолета.
"Перхлорат должен так разлагаться в генераторе, чтобы генерация была равномерная, ведь если весь кислород образуется сразу, человек от такой дозы получит серьезную травму. Далее – он (перхлорат) должен разлагаться с выделением чистого кислорода, чтобы поступающий в легкие человека газ не был токсичным. 

Еще важно, чтобы газ не был горячим: разложение перхлората происходит с выделением тепла, температуры могут превышать 300 градусов. Можно представь, что будет, если такой воздух попадет в легкие. Эти задачи нам совместно с АО "Корпорация "Росхимзащита" и пришлось решать", – говорит Князев.

В прошлом году малая серия генераторов кислорода (из 30 штук) уже прошла предварительные испытания. По словам руководителя работ от корпорации Юрия Ферапонтова, изделия показали себя хорошо. Теперь очередь более крупной опытной партии – 50 штук. 

© РИА Томск. Элеонора Черная
"Сейчас ИХТЦ проходит лицензирование в области производства компонентов для авиационной техники. Производить устройства для системы кондиционирования воздуха самолета мы планируем в Томске", – говорит Алексей Князев.

"Реактор" для озона

Второй прибор, который томичи делают для "русифицированного" самолета, – это конвертер озона.

"По сути, это каталитический реактор, который разрушает озон, содержащийся в воздухе. Когда самолет набирает высоту крейсерского полета (около 10 километров), он попадает в зону атмосферы с большим содержанием озона.

Одно дело – когда его мало (концентрация меньше 0,1-0,2 миллиграмма на кубометр воздуха) и в воздухе вкусно пахнет грозой, но высокие концентрации (8 миллиграмм на кубометр воздуха) очень токсичны", – поясняет Князев.

Проблема в том, что воздух в самолет всасывается со скоростью несколько тысяч кубических метров в час, и катализатор в конвертере озона должен быть очень активен – при такой-то нагрузке.

"Он должен разлагать озон с высоких концентраций до минимальных и при этом не оказывать сопротивления воздуху. Это сложная научно-техническая задача, которую мы практически решили. Этим летом делаем малую серию конверторов из 10 штук, которая пойдет на испытания. Причем делаем несколько модификаций для разных типов самолетов", – подчеркивает директор ИХТЦ ТГУ.

предоставлено Алексеем Князевым
Конвертер озона – это устройство в форме трубы, внутри которого находится катализатор. "Пришлось выполнять много конструкторских и химических задач. Обратный инжиниринг тут не работает – у нас нет денег, чтобы купить самолет, разобрать его и посмотреть изнутри", – улыбается Князев.

Вместе сильнее

Над разработкой конвертера совместно работают ученые Лаборатории каталитических исследований ТГУ и инженеры ИХТЦ ТГУ. Именно коллаборация ученых и инженеров позволила сделать работы относительно быстро для такого уровня инжиниринга.

"ИХТЦ как независимая структура обеспечивает ученому максимально благоприятные условия для разработки. У него не болит голова, как заключить контракт, как закупить реактивы, пройдя сложную процедуру госзакупок.

Монтаж испытательного стенда с имитацией "самолетных" условий, приобретение расходных материалов (в составе катализатора используются драгоценные металлы – платина, палладий – нам пришлось получать лицензию пробирной палаты, чтобы их купить) – это все наши задачи. Ученому остается только творить", – отмечает Князев.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке