RIATOMSK.RU
-1°C
20 апреля 2024  |  
9:14
  |  
-1°C
19:35  3 июля 2020 г.

Прошли стресс-тест: ректор ТГУ рассказал о вузах РФ в период пандемии

Русанова Дарья
© РИА Томск. Таисия ВоронцоваПрошли стресс-тест: ректор ТГУ рассказал о вузах РФ в период пандемии

ТОМСК, 3 июл – РИА Томск. Переход на "дистанционку" в вузах РФ предотвратил массовое распространение COVID-19, но выявил новые проблемы: студентам не хватает навыков самоорганизации, а преподавателям – методик работы в онлайне. Самим вузам предстоит совершенствование технической базы, сообщил ректор Томского госуниверситета (ТГУ) Эдуард Галажинский в пятницу на заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ.

Галажинский выступил докладчиком от лица группы из 13 ректоров, которые разработали аналитический доклад "Уроки "стресс-теста": вузы в условиях пандемии и после нее". В ходе работы над ним проводились многочисленные опросы, интервью с ректорами и преподавателями, анализировались мнения студентов в соцсетях, исследовались зарубежные кейсы и так далее.

"Все семь разделов доклада родились в коллективном мозговом штурме, дискуссии, причем при личном обсуждении, спорах и выработке где-то консенсуса по поводу этой общей ситуации. Почему для нас это было важно: потому что пандемия обнажила структурные диспропорции и проблемы всей системы образования", – сказал он.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский
"Дистант" себя оправдал

По словам Галажинского, предпринятые университетами меры были однозначно оправданы, и вузам в целом удалось справиться со "стресс-тестом", который преподнесла пандемия. Отмена очных занятий позволила предотвратить массовое распространения коронавируса среди студентов и сотрудников вузов.

"За счет системных мер и переводов в дистанционные режимы мы, по сути, приняли все необходимые превентивные меры по недопущению инфекции. На минуточку, это 740 университетов и почти 2 миллиона 400 тысяч студентов, более 600 тысяч работников, из которых 20% старше 65 лет, которые попадают в группу риска", – пояснил он.

Всего уже к 23 марта в России в дистант перешли 80% вузов. Как рассказал Галажинский, только в ТГУ в этом семестре одновременно проходили 4900 курсов, а по всей стране эта цифра – более миллиона: "Что такое перейти в дистант? Это в миллионе учебных единиц нужно выйти в совершенно другую реальность. Конечно, это, в общем, не тривиальная совершенно была задача".

"Дистанционка" позволила четче разглядеть проблему так называемой неоднородности сети: одна часть вузов, по сути, полостью перешла на заочный режим обучения, другая – на синхронный (в занятии одновременно принимают участие и преподаватели, и студенты, например, в формате вебинара), а третья – на смешанный.

"Но за счет наличия в системе специально поддерживаемых вузов, которые развивали инфраструктуру, электронное обучение, центров компетенций десять было создано по стране, центров компетенций онлайн. Собственно, это передовой авангард смог создать ресурс, на который опиралась система для того, чтобы перейти в этот новый режим", – сказал он.

© РИА Томск. Анна Глушенкова
Обучение онлайн
Как справились преподаватели?

Как пояснил Галажинский, нагрузка преподавателей в период дистанционной работы в 2-3 раза превышала привычную занятость. Они справлялись с работой, но испытывали при этом психологические сложности, чувствовали, что навыков не хватает: "Мы можем увидеть то, что резко система нарастила компетенции работы с "цифрой". Да, это вынужденно случилось, но это и наша возможность… Сегодня мы неожиданно получили совершенно новый ресурс развития системы образования".

"Пандемия поставила и вопрос о разработке новой педагогики, потому что иногда мы считаем, что переход в цифру – это просто перевод того процесса, который существует, на другой носитель. Но стало ясно, что нужна совершенно новая дидактика. Нужны совершенно новые способы удержания мотивации, индивидуализации, интерактивности, вовлечения студентов", – пояснил он.

Самое сложное – "организовать" себя

Рабочая группа проанализировала 2,7 миллиона сообщений студентов об учебе в дистанционном формате, более 1 миллиона их аккаунтов в социальных сетях и около тысячи неформальных университетских сообществ.

"Анализ контента и тех тем, которые обсуждаются в сетях, показал,... что организация учебного процесса и бытовые условия вызывают гораздо меньший негатив, нежели самочувствие, личные качества. И один из выводов для нас тоже очень важных то, что проблемы с самоорганизацией и способностью человека самоорганизоваться, особенно на младших курсах", – сказал Галажинский.

Еще одной проблемой студентов в пандемию, по словам Галажинского, стала внеучебная занятость: у более чем 60% студентов уменьшились доходы. Однако с ней удалось частично справиться благодаря студенческим программам поддержки.

Существовавшая ранее проблема неравенства доступа к образованию стала особенно заметна. "Мы видим, что отсутствие гаджетов, отсутствие доступа к цифровой инфраструктуре резко усилило поляризацию внутри системы. И это, конечно, большой вопрос, как нам реагировать… Было сделано все, чтобы студенты могли сохранить и не потерять доступ к образованию", – рассказал ректор ТГУ.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
Часть вузов предоставляли студентам оборудование, в общежитиях был подключен бесплатный интернет, а в некоторых из них даже временно перестали брать плату за проживание.
 Не надо бояться самостоятельности

Однако проблемы с технической базой возникли не только у студентов, но и у самих университетов. Их цифровая база, по мнению ректора ТГУ, пока не позволяет в достаточной мере обеспечить формирование индивидуальных траекторий обучения для студентов и безопасность доступа к информации.

"Выяснилось, что большинство вузов не имеют достаточной цифровой инфраструктуры. И это конечно, вопрос перезагрузки проекта "Цифровой университет", потому что очень важные аспекты развития инфраструктуры показали нам, что они были недостаточны для формирования развитой цифровой среды", – рассказал Галажинский.

Главными факторами развития вузов в период пандемии стали способность принимать решения и внутренняя горизонтальная коммуникация. По словам Галажинского, властям в данной ситуации следует стимулировать самостоятельность вузов.

"Мы поняли, что, конечно, резко вырос запрос на автономию университетов, на формирование сильных управленческих команд... Я думаю, что в этот период очень многие команды стали более зрелыми и нацеленными на новые результаты", – сказал он.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке