"Иван Купала, обливай кого попало" – томская кричалка, известная с ХХ
века. При этом день Ивана Купалы – один из древнейших праздников восточных
славян, который сохранился до наших дней. Его традиционно отмечают 7 июля, в 2020
году он приходится на вторник. Что это за праздник, какие обряды и традиции с ним
связаны – в справке РИА Томск.
Иван Купала –
святой или язычник?
Несмотря на
библейское имя главного действующего персонажа (Иоанн – один из апостолов Иисуса
Христа), день Ивана Купалы имеет языческое, народное происхождение. Это
праздник летнего солнцестояния, который отмечался восточными славянами (русскими,
украинцами и белорусами). День Ивана Купалы – "макушка лета".
До принятия
христианства день Ивана Купалы считался одним наиболее почитаемых праздников:
он отмечался на рубеже двух периодов солнечного годового цикла (в ночь на 7
июля, или с 23 на 24 июня по старому стилю), который лежал в основе земледельческого
календаря. С течением веков за праздником закрепилось несколько названий: кроме
уже упомянутого его также называют Иванов день и Иванова ночь.
При этом с
христианской традицией этот народный праздник роднит датировка. День Ивана
Купалы полностью совпадает с Рождеством Иоанна Крестителя. В некоторых странах
Европы в дни летнего солнцестояния (с 20 по 26 июня) празднуют похожий на Ивана
Купалу День святого Иоанна (в честь Предтечи).
Обряды и традиции
Как и с любым
народным праздником, с днем Ивана Купалы связано множество обрядов и традиций.
Несмотря на древность происхождения и утраченный за давностью времен
первоначальный смысл, многие из них охотно воспроизводятся и сегодня.
Так, в ночь на
Ивана Купалу принято прыгать через костер и купаться. Языческий обряд очищения с течением времени приобрел новое значение, а в ХХ – XXI веке превратился в этнографический
аттракцион.
По данным славянских
неоязыческих источников (сайтов и печатных публикаций), купальские гуляния и
игрища совершались в честь свадьбы Бога Солнца и Заряды (Заря-зарница, красная
девица), одним из актов которой было купание Солнца в водах. Отсюда и название
этих праздников – "купальские".
В христианском
мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ
Иоанна Предтечи, родившегося в день летнего солнцеворота, который своим явлением,
крещением народа в водах Иордана, предрек явление Христа. Иоанн Предтеча первым
назвал Иисуса "агнцем Божьим, который примет на себя грехи мира".
В Древней Руси
ходило поверье, что в ночь на 7 июля нельзя спать. Праздник летнего
солнцеворота – день, а главным образом ночь, когда все потусторонние силы – оборотни и ведьмы, змеи и русалки, лешие и водяные, домовые и колдуны –выходят к
людям. Чтобы не попасть под их власть, следует шуметь и веселиться, отпугивая
нечисть.
Повсеместно день
Ивана Купалы считался праздником молодежи. Парни ходили по деревне, шумели и
буянили (например, заваливали дровами ворота и двери домов). Девушки водили
хороводы, пели песни.
Также на Ивана
Купалу собирали травы – считалось, что именно в этот день они становятся
целебными, получают волшебную силу.
Традиционное
действо в ночь на Ивана Купалу – поиск цветущего папоротника. Папоротник
считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям,
цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает
отыскивать клады.
Вода в Иванову
ночь тоже считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала
очиститься от всякого зла и скверны, исцелиться от болезней и приобрести
хорошее здоровье. Также принято было обливать водой всякого встречного – по сути,
это ритуал насильственного очищения, к которому было принято относиться
снисходительно.
Традиция купания
и обливания водой на Ивана Купала благополучно пережила века и встречается до
сих пор, особенно за Уралом (возможно, это наследие насильно переселенных в
Сибирь жителей западной части страны, благополучно
"законсервировавшееся" в поселках спецпереселенцев, как в индейских
резервациях).
Кроме того, на заре на Ивана Купала было принято собирать росу – считалось, что она
обладает невероятной целебной силой. Купальской росой омывали лицо и руки,
чтобы прогнать болезни.
Еще один
магический атрибут Ивана Купалы, имеющий откровенно языческое происхождение, –
огонь. Считалось, что на купальскую ночь огонь обычного костра получает божественную
силу и очищает от грехов и болезней. По старинной традиции костры разводились
на берегах рек и озер. Люди водили вокруг них хороводы, плясали, а также
прыгали через огонь, очищаясь от скверны.
В купальских кострах
матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем
сгорели и сами болезни.
При этом
христианская традиция, прежде всего православная, относится к ночным
"огненным пляскам" резко отрицательно. Принимая ряд купальских
традиций за благо, священноначалие осуждает "славянские карнавалы",
не без оснований полагая их наследием "ведовства" и суеверного
поклонения "лесным бесам".
Кроме того,
праздник Ивана Купалы называли "любовным" – в этот день совершались
свадьбы. Девушки в день Ивана Купалы плели венки из трав, а вечером пускали
их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый
разлюбил и замуж за него не выйти. Сейчас ночь на Ивана Купалу нередко трактуется как "ночь свободной любви".
Справка
составлена по информации из открытых источников