RIATOMSK.RU
+9°C
22 октября 2021  |  
3:04
  |  
+9°C
12:57  1 сентября 2020 г.

Роддом для роботов: Cognitive Pilot о задачах томского предприятия

Голубев Михаил Валерьевич
© предоставлено пресс-службой гендиректор Cognitive PilotРоддом для роботов: Cognitive Pilot о задачах томского предприятия

ТОМСК, 1 сен – РИА Томск. Томское производство роботизированных систем обошлось компании Cognitive Pilot в 5 миллионов долларов и к концу 2020 года должно выйти на промышленные объемы выпуска. Пока речь идет о "мозгах" для комбайнов-беспилотников, но в ближайшей перспективе томичи могут начать поставки умных систем для зарубежного общественного транспорта и не только.

Как пандемия помогла открытию предприятия и где уже работают изделия "робофабрики", в интервью РИА Томск рассказала гендиректор Cognitive Pilot Ольга Ускова.

Ранее сообщалось, что в 2018 году Томская область и компания Cognitive Technologies договорились о сотрудничестве в развитии беспилотных систем. В 2019 году в одном из агрохозяйств Томского района прошли первые полевые испытания комбайна, оснащенного роботизированной системой управления от Cognitive Technologies, в разработке которой также принимали участие ученые из Томска.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Подписание соглашения с Cognitive Technologies

По данным пресс-службы группы компаний Cognitive, в ноябре 2019 года Cognitive Technologies объединила усилия со Сбербанком в проекте по созданию новой компании Cognitive Pilot – компании по производству роботов и систем искусственного интеллекта. Крупнейшим инвестором новой компании помимо Cognitive Technologies с долей акций 30% выступает Сбербанк. Гендиректором Cognitive Pilot стала Ускова.

Почему в Томске, а не в Малайзии

– Ольга Анатолиевна, что из себя сегодня представляет томское подразделение Cognitive Technologies?

– О необходимости организации производства небольших и средних партий умных компонентов для беспилотной техники мы думали давно. Средние серии – это тысячи штук, но еще в прошлом году все эксперты (наши партнеры и инвесторы) дружно не рекомендовали Россию: "у нас в стране нет этой практики", "давайте в Малайзию или Китай", "посмотрите на американский опыт". Мы ездили, смотрели по миру.

Но мы все-таки не похожи на 99% стандартных производств. По своей наукоемкости, по функционалу такая продукция как у нас, вряд ли где еще в мире производится. Вообще, это больше похоже на роддом, чем на фабрику. Доминирующим фактором для Cognitive Pilot стало наличие высококвалифицированных и специфичных кадров как по научным направлениям, так и для работ на производственном блоке.

Решение по размещению фабрики в Томске мы приняли еще в октябре – когда не было ни COVID, ничего. Научный центр со своим университетским бэкграундом и высоким уровнем специалистов – выпускников вузов – уникален. Да, мы рассматривали вопрос логистики – что нет прямой железнодорожной линии, и оценивали будущие риски.

В Томске мы арендовали здание под робофабрику в удачном месте, научном центре – в этом нам помогло руководство региона и COVID – освободилась подходящая по всем статьям площадь. Для нас качество помещения было очень важно, потому что планируем поставлять продукцию по всему миру. Сейчас мы приводим его в образцовое состояние, чтобы не стыдно было привезти сюда партнеров и заказчиков.

© предоставлено пресс-службой Cognitive Pilot
Томское предприятие Cognitive Pilot

COVID в помощь

– Кстати, как на планах компании сказалась пандемия?

– Когда в январе началась пандемия, мы еще больше убедились в правильности томского выбора. Зимой пошли серийные отказы зарубежных фабрик. Первыми из-за противовирусных ограничений "слетели" два европейских производства. Мы просто перекрестились: благодаря тому, что мы начали сборку в Томске, у нас не было задержек практически ни на один день.

Мы не попали в ситуацию, когда границы начали одна за другой закрываться. Физически команда производственников собралась в январе, но дозакупка оборудования велась еще несколько месяцев: то одного не хватало, то другого. Производство-то сложное – даже те, кто его проектировал, до конца не мог предвидеть всех тонкостей.

Сейчас производство наращивает обороты, и до конца года мы должны поставить несколько тысяч устройств заказчикам. В августе-сентябре выходим на промышленные мощности.

– Какими были затраты на открытие производства в Томске? Как на расходы повлияла пандемия?

– Общая сумма инвестиций – около 5 миллионов долларов. В начале мы планировали, что какую-то часть комплектующих закупим в Китае, а потом будем российскую составляющую наращивать. Но получилось, что мы ничего не смогли заказать в Поднебесной. Был целый ряд форс-мажоров, который изменил наши первоначальные планы. Но в конечном счете мы выиграли, в том числе и из-за курса рубля.

Например, нам нужны были насосы-дозаторы для комбайнов. Главными на этом рынке являются датчане – марка Danfoss. Во время пандемии они закрылись, наш заказ был не выполнен. И благодаря невероятным усилиям, мы нашли российско-болгарского производителя, продукция которого выдержала все наши тесты. В итоге в цене мы выиграли почти 40%.

– Что вы можете рассказать о специалистах, занятых на производстве?

– Директор фабрики – томич Сергей Слушко, очень молодой толковый парень. Другие сотрудники производства на 80% тоже томичи, остальные – из соседних сибирских регионов.

Для нас запуск фабрики в Томске – очень большое событие. У Cognitive Pilot не было возможности сначала открыть свое R'n'D, затем развернуть производство и потом создать сервисные компании. Пошел очень мощный старт, и нагрузка сразу распределилась по всем фронтам. Это связано с рождающимся спросом и особенностями рынка – он пока только формируется, он пустой. Времени на раскачку нет.

Иногда у меня были опасения, можно ли выдержать такую нагрузку, тем более что команда очень молодая. Средний возраст наших томских сотрудников 30-35 лет. Понятно, что у ребят нет опыта такой авральной работы. Я боялась, что кто-нибудь к маме запросится, когда приходилось по 18 часов вкалывать все лето.

– Что уже сейчас производят в Томске?

– В Томске сейчас собирают "мозги" для беспилотных комбайнов – агродроиды, которые сейчас поставляются российским и белорусским заказчикам. Есть несколько экземпляров для Латинской Америки, но они не вошли в серию. У нас существует пятиуровневая система сертификации собственной продукции, которая потом может стать серийной.

Сейчас на пути сертификации еще два вида продукции: Cognitive Rail Pilot, который проходит тестирование в системе РЖД, и радарная серия, которой интересуются Корея и Китай. Начало производства запланировано на осень. Радары в Азии используются для управления автономным общественным транспортом (это "легкие поезда" – что-то среднее между трамваем и метро, в России такого нет).

Комбайнер все еще нужен

– Что происходит с внедрением беспилотных систем в хозяйствах Томской области, где вы объявили о начале проекта?

– Томск для нас родной еще и потому, что одним из первых дал возможность провести полигонные испытания систем управления беспилотными комбайнами. Мы понимали, что для агрохозяйств, которые взялись испытать наше решение, это большая нагрузка.

Когда мы их уговаривали, администрация региона предоставила им льготы. Некоторые хитрые ребята льготы взяли, а договоры с нами не заключили – из четырех хозяйств так поступили два. Зато другие – вы можете сейчас съездить к ним во время уборочной – работают.

В Межениновском мы обновили версию системы. Теперь комбайн движется автономно, а комбайнер, который может следить за углом наклона жатки, скоростью обмолота и другими параметрами, он теперь сидит и контролирует технологический процесс. В комплексе это сокращает потери зерна, экономит топливо и обеспечивает доходность хозяйству.

– А когда комбайнер совсем не будет участвовать в уборке?

– Мы как раз сейчас начали тестировать режим полной автономности, и до запуска в промышленное производство этой системы еще далеко. Этот робот сейчас проходит испытание в одном из агрохозяйств Тамбовской области. А произведено это уникальное устройство в Томске.

– А что с другими регионами? Аграрии поверили в комбайны-роботы?

– В России уже сотни комбайнов с нашей системой Cognitive Agro Pilot убирали урожай в этом году: от Калининграда до Томской области – Сибирь для нас пока самый восток. Наши крупнейшие заказчики – это такие холдинги, как "ЭкоНива", "Русагро", "Степь", которые владеют землями сразу в нескольких регионах.

Проект "Русагро" – первого из крупных заказчиков – подразумевает установку автопилотов на 240 комбайнов. В мире таких масштабных внедрений еще не было. У "ЭкоНивы" мы поставим автопилоты в 35 регионов страны. Через три года, фактически каждый десятый комбайн в России может стать беспилотным.

РИА Томск, Таисия Воронцова
Беспилотный комбайн

– Насколько аграрии сегодня выгодные клиенты? Есть ли у нынешних фермеров возможность приобретать инновации?

– Распространенное некогда мнение о том, что сельское хозяйство – это тяжелый и малодоходный бизнес давно не соответствует действительности. Я вижу реальную финансовую картину современных аграриев и хочу сказать, что, если норма прибыли у продвинутых хозяйств вдруг упала до 30%, это скандал. IT-бизнес со своими показателями "отдыхает" по сравнению с ними.

Например, у меня была встреча с заказчиком в Тамбовской области, куда я приехала на внедорожнике, а агроном и глава хозяйства прилетели на двух вертолетах. Понятно, что это наиболее продвинутые фермеры, в распоряжении которых несколько тысяч гектаров. Кто хочет развития, будет не Lamborgini покупать, а вкладываться в технологии.

Таких руководителей сейчас процентов 25% по стране. Они ездят по миру и собирают лучшие практики. Хотят выходить на зарубежные рынки. Я сама присматриваю себе землю, чтобы инвестировать и создавать роботизированное хозяйство.

Другие представители отечественного сельского хозяйства – в основном это рудименты, оставшиеся со времен СССР, не имеющие бизнес-навыков. По моему мнению, в горизонте пяти лет такие предприятия могут исчезнуть.

Рынок будущего

– В каких еще международных проектах участвует Cognitive Pilot?

– Сейчас мы входим в один из таких проектов по запуску нейронного города в Шанхае. Там очень активный молодой мэр, который обожает тему искусственного интеллекта, и они сейчас делают из города просто конфетку: все должно быть безопасно, технологично и красиво. Мы там как субподрядчики.

В России пока эта тема не пошла. Например, в Тюмени у нас разговоры начинались раньше, чем в Шанхае, но не нашлось людей, которые были готовы к рискам. Это все-таки очень дорогой и сложный проект.

– Что в перспективе еще планируется развернуть в Томске? В каких проектах томичи еще могут принять участие?

– Тут я стараюсь быть осторожной и не говорить о ближайших проектах, которые мы пока только обсуждаем. Когда-то Томск рассматривался как "радарная столица" Советского Союза. У вас создана научная школа, специалисты получают высочайший уровень квалификации. Сейчас тема с сенсорами – это уже не оборонка, это массовые рынки.

Радары нужны везде. А наше томское отделение создало уникальный 4D-радар, способный в любую погоду давать не только координаты и скорость объектов, но и видеть их форму, как видеокамера. Мы разработали минирадар, размером с зубочистку, который может контролировать пространство по периметру транспортного средства, решать подобные задачи в робототехнике и мультикоптерах.

Это сейчас один из самых богатых и ожидаемых рынков в мире. Интрига с сенсорами такая же увлекательная, как в свое время интрига с микропроцессорами. Только, если в одном случае мы все пропустили, то в истории с сенсорами у нас очень высокие шансы. Россия и томичи, по-моему, здесь лучшие.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке