RIATOMSK.RU
+7°C
19 апреля 2024  |  
9:14
  |  
+7°C
9:00  15 сентября 2020 г.

Лечим, рожаем и оперируем: главврач о буднях COVID-госпиталя в Томске

Трепова Ольга
© РИА Томск. Таисия ВоронцоваЛечим, рожаем и оперируем: главврач о буднях COVID-госпиталя в Томске

ТОМСК, 15 сен – РИА Томск, Ольга Трепова. Более 4 тысяч больных прошли лечение в респираторном госпитале на базе медсанчасти (МСЧ) №2 Томска за полгода со дня его открытия, также здесь было принято более 20 родов. Снизилось ли количество пациентов, оказались ли лекарства от COVID-19 эффективными и готов ли госпиталь к новой волне коронавируса, если она случится, рассказал РИА Томск во вторник главный врач медучреждения Алексей Михленко.  

О пациентах

Ранее сообщалось, что в апреле 2020 года в МСЧ №2 открылся первый в Томске стационар для пациентов с коронавирусной инфекцией и респираторными заболеваниями в тяжелой и среднетяжелой форме; здесь же проходят лечение пациенты в возрасте от 60 лет и те, у кого слабый иммунитет или имеются тяжелые хронические заболевания.

– Медсанчасть №2 первой в Томске с начала апреля начала принимать пациентов с коронавирусной инфекцией. Сейчас оперштаб говорит о снижении количества больных. Какова сейчас загрузка госпиталя, вы тоже отмечаете тенденцию к снижению?

– Сейчас в госпитале занято в общей сложности чуть более 300 коек (из 400). Доля пациентов, которые дают положительную реакцию по ПЦР на COVID-19, значительно снизилась – сейчас таких больных всего 140 человек, из них девять находятся в реанимации. Это немного.

Самый страшный месяц у нас был июнь, когда мы были переполнены. Тогда доходило до 300 и даже до 340 пациентов с COVID. Причем кроме этой категории больных ведь были еще и другие пациенты - с температурой или пневмонией, которые не имели подтвержденного коронавируса, либо те пациенты, у которых был контакт с больным COVID-19. 

Таких пациентов по-прежнему много. Им мы проводим всю необходимую диагностику, берем мазки, и в зависимости от результата принимается решение – пациент продолжает лечение в респираторном госпитале, переводится в другое учреждение, либо выписываем в стационар на дому.

Таков механизм  маршрутизации: чтобы не загружать и не загрязнять другие стационары, всех температурящих больных – не важно, с какой температурой – принимаем мы или другие респираторные госпитали. Только потом, устанавливая окончательный диагноз, мы можем сказать, есть или нет у конкретного пациента коронавирус.

Всего за весь период работы респираторного госпиталя из него выписались порядка 4 тысяч человек.

© телеграм-канал "Область здоровья"
Респираторный госпиталь для больных COVID-19 в МСЧ №2
 

О врачах 

– Кто выполняет эту работу: в госпитале по-прежнему помимо ваших врачей работают специалисты из других медучреждений?

– Сохранен весь костяк больницы. Плюс очень много специалистов пришли из других больниц, причем вызвались сами. Я удивлен, что это чувство плеча, которое было раньше, оно не потеряно. Люди отрабатывают свою "вахту" два-три месяца, потом уходят на свои рабочие места. Такая своеобразная школа. Да, это, безусловно, страшный вирус, но с профессиональной точки зрения это очень интересно. 

С гордостью могу сказать, что у нас собраны лучшие специалисты разных специальностей со всей Томской области.

– Сколько сотрудников в вашем медучреждении переболело COVID-19 за период эпидемии? Были ли летальные исходы?

– Заразились COVID-19 порядка 40 человек за весь период, что мы функционируем в качестве респираторного госпиталя. Надо учитывать, что всего работают в госпитале около 500 медицинских сотрудников. У всех болезнь протекала в легкой форме, каждый случай разбирался, превентивные меры применялись.

Надо понимать, что мы имеем дело с особо опасной инфекцией, и чем больше человек находится в контакте, тем больше есть вероятность заражения. Летальных случаев среди персонала у нас не было.

– С какими еще заболеваниями, кроме COVID-19, у вас лечатся люди?

– У нас работают специалисты разных направлений – мы оперируем, принимаем роды, работаем с "искусственной почкой". Хирурги оперируют практически столько же пациентов, как и раньше. Выполняем достаточно сложные операции, это и различные тромбофлебиты, операции на почках и так далее. 

Например, человек простудился, у него температура, он попадает в ДТП и ему нужна экстренная операция, мы его оперируем. Онкология тоже на определенной стадии дает повышение температуры, эти больные тоже у нас.

– Сколько на сегодняшний день принято родов в госпитале? Все ли благополучно у матерей с COVID-19 и их детьми?

– Любой человек может "поймать" этот вирус, беременные не исключение. Если женщина в родах и у нее температура, то она также, безусловно, попадает к нам. Здесь она рожает, параллельно ей и ребенку делаются все необходимые обследования на COVID-19. Ребенок потом увозится в перинатальный центр, а женщина дообследуется либо продолжает лечение, а потом едет к ребенку или домой. 

Всего принято больше 20 родов. Это абсолютно нормальные ребятишки, как и все остальные новорожденные. Только в свидетельстве о рождении у них написано "вторая медсанчасть". 

© "Область здоровья"
Родильный зал в респираторном госпитале в медсанчасти №2

– Как отличаются роды в респираторном госпитале от обычных?

– Ничем не отличаются, мы и оперируем, и делаем "кесарево". Одна из четырех операционных полностью переоборудована под родильный зал, там размещено все необходимое оборудование. Есть послеродовая палата, тоже специально оборудованная, и комната для младенцев.

Да, есть некоторое неудобство со стороны врачей, вынужденных работать в комбинезоне, но ничего страшного.

– Что происходит, к примеру, если госпитализируется больной с больными почками, которому жизненно необходим гемодиализ?

– К сожалению, вирус не смотрит, что за болезнь у человека. У хронически больных людей снижен иммунитет, поэтому они особенно подвержены заболеванию коронавирусом. Сегодня у нас девять пациентов с хронической почечной недостаточностью, которым необходим гемодиализ, для этого у нас есть аппаратура, и мы его выполняем.

В медсанчасти №2 оборудован диализный зал. У нас пять аппаратов "искусственная почка", есть специальная аппаратура для острого диализа (в случае резкого нарушения почечной функции). Диализ используется и при реанимации пациентов, поэтому диализ иногда и в две-три-четыре смены проводится.

О лекарствах и вакцине

– Как показали себя на практике препараты от COVID-19, поступившие в июне? Они подтвердили свою эффективность?

– Безусловно, эти препараты очень интересны. Они замедляют либо вообще прекращают репликацию вируса (его жизненный цикл). Вирусовыделение и размножение его в организме – это один из аспектов, с которым надо работать.

Благодаря новым препаратам пациент становится ПЦР-отрицательным, но изменения в тканях все равно происходят, мы дальше работаем с последствиями, и эти последствия иногда оказываются куда как более тяжелыми, чем сам вирус.

Например, прекращение вирусовыделения не обозначает, что пневмонии у больного нет. Пневмония все равно остается, как и изменения в легочной ткани. Поэтому COVID – это достаточно серьезное и коварное заболевание.

– Поддерживаете ли вы смягчение ограничительных мер, открытие кафе, начало офлайн-обучения и так далее?

– Как организатор здравоохранения и как врач скажу, что с обеих точек зрения это правильно. Прошло определенное время, за которое мы, как и вся страна и весь мир, научились с этим бороться, причем боремся достаточно эффективно. Тот тайм-аут, который нам дали, прошел, и сейчас общество должно начинать жить нормально, где-то больше предостерегаться, чем раньше.

Второе: да, коронавирус коварен, он имеет высокую контагиозность (заразность), но это все равно вирус гриппа. Он может модифицироваться, видоизменяться, но при этом он остается одним из типов семейства грипп. Мы же не изолируемся от общества при гриппе, а принимаем усиленные меры безопасности. Это то, с чем нам надо просто учиться жить.

Необходимо время, чтобы была выработана так называемая иммунная прослойка населения. Сейчас уже разработана вакцина, она начнет поступать уже в самое ближайшее время, люди будут вакцинироваться, и иммунная прослойка будет нарастать семимильными шагами.

Тот ужас, который всем пришлось пережить, когда стало известно о COVID-19, нам несколько облегчает прививочную компанию в этом году: за несколько первых дней с начала вакцинации пришло уже больше тысячи человек.

– Когда в вашем медучреждении появится вакцина от COVID-19, вы один из первых поставите прививку?

– Я думаю, что буду последним, кто поставит прививку в медсанчасти. В первую очередь привью тех, кто непосредственно работает в "красной зоне". Это будут врачи и медсестры, которые каждый день контактируют с больными, сотрудники реанимации и операционного блока.

Вакцина пока остается единственным, что нас сегодня может хоть как-то отгородить от этого вируса. Прививаться надо обязательно. Идут всякие споры, хорошая российская вакцина "Спутник V" или нет, я думаю, что это просто конкурентная борьба. 

Единственная вакцина, которая смогла остановить лихорадку Эбола в Африке, была российского производства, и никакие другие мощные концерны не смогли ее воспроизвести. Поэтому я уверен, что эта вакцина – то, что нам сейчас необходимо.

© телеграм-канал "Область здоровья"
Респираторный госпиталь для больных COVID-19 в МСЧ №2

– Если будет вторая волна эпидемии, хватит ли мощностей и специалистов, чтобы противостоять ей?

– Если отталкиваться от сегодняшнего дня, то их, конечно, недостаточно. Но если мы сейчас скажем "надо", то завтра специалистов будет в два раза больше. За этот период мы научились очень быстро перестраиваться и мобилизоваться, перестраивать коечный фонд, привлекать специалистов, поэтому особо ничего не боимся.

О жалобах 

– Был период, когда пациенты жаловались, что их госпитализировали не в палату, а в коридоры. 

– Пока шел накал страстей, мы только разворачивались и больницу обходили за три квартала, о том, что кто-то лежит в коридоре, никто не вспоминал. Но когда люди поняли, что это лечится, что пациенты выписываются, то стали вспоминать и о бытовых условиях.

Коридор тогда был фильтром, в коридоре иногда находились пациенты, которые проходили диагностику, когда им выставлялся окончательный диагноз, их затем размещали в палате "красной" или "зеленой" зоны.

Мы решили этот вопрос в течение буквально нескольких дней, развернув дополнительные места для пациентов с помощью перепрофилирования Томской районной больницы. Сегодня это учреждение наряду с городской больницей №3 также работает с пациентами, заболевшими  пневмонией и "ковидом" с легкой и средней степенью тяжести.

Кроме вируса COVID-19 есть и другие заболевания. Есть другие учреждения, которые, пока мы закрыты, выполняют полноценную нагрузку и дежурят по скорой: есть циститы, пиелонефриты, холециститы, инсульты и другие заболевания, которые надо где-то лечить, все больницы нельзя закрыть под коронавирус.

Да, иногда мы идем на переполнение, но зато другие стационары остаются "чистыми". Там нет COVID-19, и люди могут проходить лечение. Мы не обижаемся на такие жалобы. Потому что поступают больные люди, им тяжело, и любое отклонение от стандарта, к которому они привыкли, вызывает негатив.

– Пациенты, которые не могут сами себя обслуживать или с деменцией, тоже поступают к вам...

– Когда поступают люди, которые неадекватны сами по себе, самое страшное для них – не то, что они заразились коронавирусом. Они получают шок: мало того, что они находятся в незнакомом месте, так еще и к ним подходит человек в "скафандре".

Мы стараемся делать все, чтобы пациенты поскорее вылечились и вернулись в привычные для них условия. Когда это необходимо, привлекаем и психиатров. 

Удивительно, что привлекали врачей этой специальности и для умственно здоровых людей, которые к нам поступали. Это нормальные, успешные, образованные люди, но они считали, что коронавирус – это приговор и впадали в уныние.

– Что посоветуете томичам?

– Посоветую, если идете в магазин, надевать маску, перчатки, часто мыть руки. Не забывать обрабатывать антисептиками предметы, которых часто касаемся – например, дамскую сумочку или телефон. А еще советую жить и радоваться жизни! 

***

Ранее сообщалось, что на 14 сентября в Томской области был зарегистрирован 6 421 случай заражения COVID-19 (52 из них за последние сутки), 5 231 человек выздоровел, 76 скончались.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке