© пресс-служба Томского госуниверситета ТОМСК, 30 окт – РИА Томск, Елена Тайлашева. Физики Томского госуниверситета (ТГУ) и Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) ТНЦ
СО РАН будут разрабатывать для авиа- и судостроения жаропрочные сплавы и покрытия, выдерживающие от 2
тысяч градусов Цельсия; первые испытания запланированы
на лето 2021 года, сообщил РИА Томск заведующий лабораторией нанотехнологий
металлургии вуза Илья Жуков.
По его словам, физики ТГУ и коллектив ученых ИФПМ под
руководством профессора Светланы Буяковой на рабочем совещании в Санкт-Петербурге
рассказали крупнейшим российским судо- и машиностроителям о своих компетенциях
в разработке перспективных жаропрочных покрытий. Эта тема является одной из
самых актуальных для промышленности.
"Например, производители хотят, чтобы газотурбинные
двигатели нового поколения могли выдерживать температуры в 2 тысячи градусов
Цельсия и выше, но имеющиеся материалы рассчитаны максимум на 1400 градусов. У
коллег из ИФПМ <...> есть опыт применения гафния для этих целей, а мы в ТГУ
занимались жаростойкими никельтитановыми сплавами. Будем объединять усилия для
решения задачи", – сказал Жуков.
© Валерий Доронин
Он уточнил, что результатом совместной работы ИФПМ и ТГУ могут
стать либо принципиально новые покрытия для готовых изделий, либо улучшенные
сплавы для литья. Потенциальными заказчиками являются производители двигателей
для авиации и судостроения.
"Учитывая, что задел есть, мы можем начать "натурные"
испытания уже летом 2021 года – отлить пробную лопатку для двигателя или
какой-либо подшипник, или покрыть существующую деталь новым составом. Самое
главное, потенциальные заказчики готовы в этом финансово участвовать, в
частности, оплатить инженерные работы до 200-300 тысяч рублей", –
подчеркнул Жуков.