Владимиру Аничину месяц назад исполнилось 74 года, но он до сих пор работает. Его профессия очень редкая и необычная – стеклодув. Учеников у него нет, конкурентов в Томске – тоже. Корреспонденты РИА Томск заглянули к нему в мастерскую.+ ВИДЕО
Владимир Антонович изготавливает и ремонтирует химические пробирки и стеклянные части специализированных устройств. К нему поступают заказы как от частных лиц, так и от томских университетов и заводов.
"Химики как без стекла? У них все стеклянное. Ломают, бьют – не без этого. В основном студенты, аспиранты приходят, молодые еще, со стеклом обращаться не умеют. Ну и приходится помогать, потому что все не купишь", – рассказывает Аничин.
Каждую деталь он изготавливает вручную из заготовок – стеклянных трубок разного диаметра. "Это эксклюзивная работа, это ручки-пальчики нужны. Как у хирурга: он готовится к операции, у него должен быть определенный инструмент, вот и у меня тут инструменты".
"Самое главное для тех, кто занимается декоративной стеклодувной работой, он должен быть или хорошим художником, или скульптором... У меня работа связана совсем с другим. И стекло не то. Это совсем другая стезя", – говорит Владимир Антонович.
"Когда я отучился и сел за рабочее место, у меня долго ничего не получалось. За три месяца чему научишься? Лет пять мне понадобилось, чтобы у меня начало получаться, засиживался до вечера", – с улыбкой вспоминает мастер.
Сначала стекло надо нагреть, потом подержать на огне, постоянно вращая – "набрать массу", а уже потом что-нибудь с этой массой делать, например, растянуть или к чему-нибудь присоединить деталь. Кстати, работает мастер без перчаток – стекло горячее только в месте нагревания.
"Один конец затыкаем, далее нагреваем, создавая три маленьких "шарика", а потом они объединяются, и выдувается колбочка. Из трех – чтобы набрать стекла, чтобы колбочка получилось толстостенной", – рассказывает и показывает Владимир Антонович.
Томский стеклодув занимается и более сложными деталями, которые требуют долгой кропотливой работы. Например, он показал нам совсем маленькую часть датчика для измерения вязкости жидкости.
Мастер проводит ножом по стеклу, и по кабинету разносится противный скрежет – так он делает риску. С помощью нее колбу небольшого диаметра достаточно немного потянуть в стороны и нагнуть, чтобы разделить на части, а для большего размера – необходимо сначала нагреть риску, тогда она сама треснет.
Для разных деталей используется разное стекло. Разница между ними еле заметна, но для опытного глаза это не проблема. Для нас разница становится очевидна, когда мастер начинает нагревать кварцевое стекло – оно очень ярко светится и даже немного слепит глаза, от чего спасают очки.
Однажды Владимир Антонович бросил свое любимое занятие ради работы водителем в суде. Он два месяца развозил председателя и бумаги в суд и СИЗО, но после вернулся обратно, "на свое место", потому что работать стеклодувом "интереснее и спокойнее".
Раньше вместе с ним работали еще двое стеклодувов, но постепенно они по тем или иным причинам оставили профессию. Сейчас в большом кабинете Владимир Антонович полноправный хозяин.
"Можно ли вас назвать счастливым человеком?" – спрашиваем мы у мастера и получаем такой ответ: "Специальность есть, работаю до сих пор, кроме пенсии зарплату приношу, дети есть, внуки есть, у старшего трое и у младшего двое детей. И занимаюсь любимым делом"...