ТОМСК, 3 дек – РИА Томск. Современное
образование претерпевает глобальные изменения и выводит на первый план индивидуальную траекторию
обучения студента. Как это реализует Томский государственный университет, в интервью РИА Томск рассказала исполнительный директор института "Умные материалы и технологии" ТГУ Ирина Курзина.
Как сообщается на сайте института "Умные материалы и технологии", он был создан в ТГУ как стратегическая
академическая единица в рамках программы конкурентоспособности (программа 5
/100) для формирования научно-образовательного центра междисциплинарных исследований мирового уровня.
Ключевая задача института –
организация единой научно-образовательной среды на основе
многоуровневой системы подготовки кадров с целью ускорения цикла создания новых
материалов и прорывных технологий.
Образование вынуждено меняться
– Как вы считаете, образование в России
становится лучше или хуже?
– Критерии качества образования, которые помогли
бы ответить на этот вопрос, подобрать сложно. Ведь общество и технологии сейчас
очень быстро меняются. Эти процессы влияют на взаимоотношения в обществе, на
систему организации труда и, конечно же, на образование. Появляется острая
потребность в подготовке специалистов на опережение.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Качественное современное образование должно
включать три элемента: фундаментальный контент, современные интернет-технологии, дополнительные soft-навыки
и умения. В целом российская система образования движется именно в этом направлении и
стремится подготовить специалиста, востребованного на современном производстве.
– Сможем ли мы прийти к индивидуальному
обучению, когда студент будет сам выбирать, какие курсы ему нужны?
– Индивидуальное обучение подразумевает построение индивидуальной
траектории развития личности в университете, а не просто возможность вариативного
выбора курсов.
Мы видим, что мировые университеты – лидеры
рейтингов – в основном строят обучение по индивидуальной траектории и что образование
современного специалиста гораздо сложнее, чем образование с ограниченным
набором навыков несколько десятилетий назад. Поэтому у нас нет другого выбора,
как перейти к индивидуальной траектории обучения.
Сегодняшняя турбулентность в мире подстегивает
процесс этого перехода и накладывает отпечаток на реализацию экспериментальных,
практических дисциплин. Мы стремимся ввести в образовательный процесс больше курсов,
связанных с моделированием, анализом ситуации, симуляцией процессов, курсы по формированию soft skills.
Но сегодня мы физически не можем проводить
столько экспериментальных работ, сколько было возможно ранее. Это меняет
образование, и по этому поводу идут жаркие споры.
Представители традиционной школы уверены, что студенты, прошедшие
такую "виртуальную" подготовку, не смогут работать руками. Отчасти я с этим
согласна, но, тем
не менее, мы понимаем, что будущее за безлюдными, роботизированными заводами. Так
что система образования по естественным специальностям существенно модернизируется.
– Как быстро образование придет к такой
парадигме?
– Думаю, речь идет о сроке примерно в 5 лет. Не могу говорить за все вузы
страны, но чувствую, что система образования
в целом меняется.
При этом чтобы получить эффективного
специалиста, ориентировать студента, нужно начинать с ним работу на втором-третьем курсах – помогать с выбором собственной
образовательной траектории, включать в учебный процесс дополнительные кросс-дисциплинарные модули. То
есть выстраивать то самое индивидуальное обучение.
Нужны знания и навыки из разных наук
– Давайте поговорим про кросс-дисциплинарное
образование в ТГУ. Что это за новые образовательные модули, что они дают
студенту?
– Это отдельный образовательный продукт, цель
которого – в течение двух-трех семестров дать ключевые знания и инструменты для практического
применения.
Создание кросс-дисциплинарных курсов мы начали
три года назад.
Тогда стало ясно, что современное производство требует специалистов с новыми
навыками.
При этом запуск нового традиционного учебного курса требует много времени и согласований. А
кросс-модуль не привязан к конкретному факультету или кафедре, дает междисциплинарные знания и умения тем
студентам, которые заинтересованы и хотят получить новые знания, так что создание таких модулей может решить проблему быстрого внедрения в учебный процесс кросс-модулей, настроенных на передовые
научные исследования.
© сайт Томского государственного университета
Например, сейчас набран второй поток на кросс-модуль "Квантум" под руководством
профессора, доктора физико-математических наук Семена Ляховича. Модуль востребован у студентов естественно-научных и
технических специальностей. Полученные знания в области квантовых технологий
помогут им в исследовательских научных проектах.
В первом потоке участвовали 160 слушателей – студенты
ТГУ и других вузов Томска, это довольно много.
– А как проходил отбор слушателей? Принимали
всех, кто подал заявки?
– Попасть на курс смогли студенты с
определенным уровнем знаний по высшей математике, основным элементам
статистики, физики. Тем студентам,
которые не имели достаточных знаний, предлагали пройти курс "Преквантум" для
освоения основных курсов кросс-модуля. Этот модуль можно
включать в образовательные программы на разных факультетах. Он может быть как
основным, так и факультативным.
Второй наш кросс-модуль – молекулярная биотехнология, руководители – профессор Эдуард Сазонов, доцент
Глеб Артемов. В этом кросс-модуле также
оказались заинтересованы студенты разных специальностей. Кроме того, слушателями
стали несколько сотрудников производственных компаний – в качестве повышения
квалификации.
– Какие-то еще кросс-дисциплинарные модули появятся в ТГУ?
– Сейчас мы разрабатываем открытый
кросс-дисциплинарный модуль "Инструменты анализа и дизайн-мышление для
Индустрии 4.0" совместно с Томским политехническим университетом (доцентом Михаилом Семеновым) и
компаниями Econophysica Ltd., Cognitive Technologies и ключевые кейсы от ГК "ЭФКО" (бренды "Слобода" и Altero). Сотрудники компании участвуют в разработке практических
кейсов. Здесь важно, что бизнес поддерживает науку и хочет быть партнером в
подготовке квалифицированных кадров.
Новый кросс-модуль будет посвящен инструментам
и алгоритмам дизайн-мышления, анализу данных, выбору направлений решения сложных
задачи. Слушателям предложат реальные кейсы от компании. Такой кейс подразумевает решение
производственной задачи с помощью большого объема данных и специальных
алгоритмов работы с ними. Эти навыки нужны сейчас специалистам разных отраслей.
Модуль по дизайн-мышлению поможет студентами
естественно-научных и технических специальностей в развитии способностей
принятия решений в нестандартных условиях. Вместе с командой "ЭФКО" мы
разработали четыре кейса для этого кросс-модуля.
– Научный продукт нужно тоже продвигать среди
студентов…
– ...поэтому еще один кросс-дисциплинарный модуль
будет связан с подготовкой специалистов в области коммуникаций, ведения
переговоров на иностранном языке.
Он подойдет специалистам любого технического
или естественно-научного профиля, которые планируют работать проектными
менеджерами на международном рынке и
продвигать новые разработки.
Также мы думаем над модулем, посвященным умению
представлять и визуализировать полученные данные и результаты. Это навык,
которым должен владеть специалист будущего. Научную информацию и результаты необходимо
представлять в виде эффектной графики, схем, сжато и емко. И мы сможем дать
базовые инструменты для развития такого навыка.
– Какие еще проекты с крупными компаниями у
вас реализуются?
— ТГУ активно сотрудничает с РОСТЕХом, РОСНАНО, "ЭФКО", BIOCAD, СИБУРом, "Газпромом" и другими. Компании-партнеры участвуют в проведении олимпиад, например, "Я – профессионал", в реализации образовательных программ, стажировках и
реальных исследовательских проектах. Кроме того, специалисты компаний проходят у нас курсы повышения
квалификации.
Научиться у партнеров и создать лучшие условия
– Насколько важно для российских вузов иметь
связи с зарубежными институтами и компаниями? Не приводит ли открытость вуза к
утечке кадров за рубеж?
– Взаимодействие с иностранными вузами очень
важно, чтобы иметь представление, как строится образовательная и научная среда в
зарубежных организациях. Студенты и молодые специалисты должны иметь опыт
работы в различных научных коллективах, выстраивать коммуникации, нарабатывать опыт работы на современном
оборудовании.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Утечка кадров – общая проблема. Поэтому нам важно
создать здесь, на местах, условия для самореализации талантливых людей. Томск – это студенческий город, и конечно, большая часть уезжает после окончания вузов в
другие города, но лучших хотелось бы видеть в нашем университете.
Тем более что меняются сами форматы совместных
исследований. В недалеком прошлом научный руководитель и научные сотрудники
работали рядом, в одной лаборатории. Сейчас исследовательские проекты и совместная научная работа
строится на взаимодействии различных коллективов, из
разных городов и стран. Наличие интернета позволяет всегда быть на связи.
Мы работаем так уже шесть лет. Наши коллеги-ученые трудятся в Германии, Франции, Бразилии и
Нидерландах. Мы общаемся регулярно по Skype или Zoom, находясь все время в
близком научном контакте. При таком положении вещей сотрудник сам планирует свой рабочий день, выполняет
поставленные задачи.
– Какие семинары или вебинары вы организуете с зарубежными учеными?
– Очень интересный семинар был с компанией "ЭФКО". В конце сентября 2020 года заслуженный профессор Еврейского университета в Иерусалиме Стефан Рокема
провел образовательный интенсив по микробиологии для томских студентов. Надеемся,
что компания будет приглашать и других ученых.
Мы организуем регулярные курсы лекции – интенсивы с профессором Лотаром Хайнрихом,
Юлией Кжышковска из Германии, ожидаем
встречи с профессором Олегом Майбородой из Нидерландов и другими иностранными
учеными. Такое взаимодействие очень эффективно, позволяет сократить время на
переезд и сосредоточиться на научных исследованиях.
– То есть для вас дистанционная работа из-за пандемии
не стала удивлением?
– При таком большом опыте работы с
распределенной командой пандемия кризисом для нас не стала. Раньше нас критиковали
за такой стиль работы, а сейчас многие команды переходят на удаленный и распределенный стиль работы, и это
становится нормой.
Надеемся, что новые учебные курсы и форматы
помогут нашим студентам успешно решать задачи новой реальности и стать
действительно специалистами будущего.