RIATOMSK.RU
-1°C
20 апреля 2024  |  
3:47
  |  
-1°C
9:08  17 февраля 2021 г.

ИОА СО РАН: замена самолета-лаборатории обойдется в 5 млрд руб

Глушенкова Анна
© РИА Томск. Карина СапуноваИОА СО РАН: замена самолета-лаборатории обойдется в 5 млрд руб

ТОМСК, 17 фев – РИА Томск, Анна Глушенкова. Томский Институт оптики атмосферы (ИОА) СО РАН запросил у Минобрнауки около 5 миллиардов рублей на приобретение нового самолета-лаборатории, поскольку срок эксплуатации имеющегося в НИИ исследовательского судна истекает; министерство на просьбу пока не отвечает, рассказал РИА Томск директор ИОА СО РАН Игорь Пташник.

Ранее сообщалось, что в ИОА работает центр коллективного пользования "Атмосфера", который, в частности, проводит исследования и мониторинг атмосферы с помощью летающей лаборатории – самолета "Ту-134" "Оптик". Это единственный самолет-лаборатория под руководством РАН. Президент РАН Александр Сергеев после посещения Томска в конце 2019 года намеревался обратиться в правительство с вопросом о предоставлении нового судна.

"Проблема остается с тем, что <…> официальный срок эксплуатации (самолета) истек, это 15-20 лет. И сейчас каждый год его проверяют, тестируют на летные качества. Каждый год может быть последним, поэтому проблема остается. Мы писали в министерство письмо с просьбой о финансировании создания нового самолета. И в этом году будем посылать", – сказал Пташник, добавив, что министерство пока молчит в ответ на запрос.

Он добавил, что последний раз самолет проходил проверку летом 2020 года, перед большой экспедицией в Арктику, таким образом, срок эксплуатации исследовательского судна истекает в конце лета 2021 года. Будет ли он продлен еще на год – покажет следующая проверка.

По словам собеседника агентства, сейчас неизвестно, будут ли проводиться экспедиции в 2021 году, еще не планировались полеты ни над Арктикой, ни даже над Сибирью. Причина – недостаточное финансирование проектов, где используется самолет-лаборатория. Они дорогостоящие – только на горючее уходит 400 тысяч рублей в час.

По оценке Пташника, сам новый борт, технологические утверждение, научное оборудование в сумме стоят около 5 миллиардов рублей. В идеале таких самолетов-лабораторий нужно два – на Сибирь и Дальний Восток, чтобы "закрыть" бОльшую часть исследований атмосферы и экологии над этими регионами.

"Министерство в прошлом году поддержало три (морских) судна исследовательских на сумму примерно 24 миллиарда рублей, но (морские) судна у нас есть в России, а вот самолетов исследовательских больше нет, которые бы летали на такие расстояния. Есть один самолет, который строился несколько лет назад для Росгидромета, но на него не выделяются финансы, достаточные даже для полета… Научные исследования там практически не проводятся", – отметил он.

Ранее также сообщалось, что в 2020 году томский ИОА провел двухнедельную экспедицию, во время которой самолет-лаборатория облетел шесть морей: Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское и Берингово. Ученые собрали пробы воздуха над сушей и морской поверхностью, чтобы получить информацию об источниках загрязнения атмосферы.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке