© РИА Томск. Сергей Беркман ТОМСК, 17 фев – РИА Томск, Анна Глушенкова. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) нашли новый, более надежный и простой способ поиска
микроповреждений в стеклах самолетов, чем используются сейчас – цифровая
голография частиц; этот способ позволяет находить точное местоположение
микротрещин, не снимая стекло с воздушного судна,
сообщает пресс-служба вуза в среду.
От состояния остекления самолета во многом зависит безопасность
полетов. Причина снижения прочности стекла – возникновение мельчайших
микротрещин. Сейчас для проверки стекло
либо осматривают с лупами и призмами прямо на борту, но при таком способе
проверки микротрещины заметить невозможно, либо вытаскивают стекло из
конструкции, чтобы позже исследовать его с помощью лазера.
"Цифровая голография позволяет определять поперечные и продольные
размеры каждого поверхностного дефекта остекления в отдельности с заранее
заданной точностью. Это дает возможность, не снимая стекла с самолета, выявить
области с трещинами, размеры которых превышают допуски для безопасной
эксплуатации", – цитируется в сообщении инженер-исследователь РФФ ТГУ
Николай Юдин.
© Олег Асратян
Уточняется, что на данном этапе идет поиск повышения точности
метода и его наиболее эргономичной реализации. Для внедрения этой технологии в
процесс предполетной подготовки самолетов требуется разработка соответствующей
конструкции камеры и программного обеспечения с интуитивно-понятным
интерфейсом.
"Сейчас цифровые голографические камеры промышленно выпускает
компания "Лаборатория оптических кристаллов" для задач
кристаллографии и мониторинга морского планктона. Эти камеры могут быть
применены и для решения задач дефектоскопии остекления самолетов", –
сказано в сообщении.
Проект реализован в партнерстве с коллегами из НИЦ Центрального
научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Минобороны РФ,
Военного учебно-научного центра ВВС "Военно-воздушная академия" им.
Николая Жуковского и Юрия Гагарина (Воронеж), ООО "Лаборатория оптических
кристаллов", ИОА СО РАН (Томск).