ТОМСК, 7 июл – РИА Томск. Физик Томского государственного университета (ТГУ) Владимир Промахов трансформировал свое увлечение наукой в
творчество и бизнес: он разработал технологию производства ювелирных изделий из
наноструктурной керамики и создал собственную коллекцию украшений. Подробности
– в материале РИА Томск.
Керамика – "one love"
Научные проекты ТГУ, связанные с нанокерамикой, достаточно известны в
профильных кругах. Зачастую ученым вуза удается сделать то, что было не под
силу их коллегам из других организаций.
Так, ранее сообщалось, что в лаборатории медицинских материалов ТГУ
разработали 3D-имплантаты из нанокерамики для реконструкции нижней челюсти
человека. А физики изготовили на основе керамики подшипники, служащие
десятилетиями, для отечественных аппаратов ИВЛ и авиакосмической техники.
© с сайта ТГУ
Ученый ТГУ Владимир Промахов тоже работает с керамикой – он реализует сразу
несколько проектов по 3D-печати керамических
изделий из порошков диоксида циркония. Из такого материала обычно
изготавливаются коронки зубов, импланты, мелкие детали для современной техники.
"Керамическая история" Владимира началась еще в 2003 году, когда
он поступил на физико-технический факультет ТГУ. Потом изучал керамику в
аспирантуре Института физики прочности материалов (ИФПМ), затем вернулся в
альма-матер, где через некоторое время занял должность заместителя директора научно-образовательного
центра "Аддитивные технологии".
Почти 20 лет изучения керамики... Логично, что этот материал стал еще и хобби
для Промахова. Примерно лет семь назад он увидел керамические украшения мировых
брендов – красивые, но очень ограниченной формы и ассортимента, и стал
вынашивать идею производства качественной ювелирной керамики, под которой было
бы нестыдно подписать "Made in Tomsk".
Думал долго – выбирал, какая керамика, из чего, какая технология
производства.
"В России нет производства ювелирной керамики вообще. Все, что есть на
прилавках, – это китайское и южно-корейское производство. Я сделал ставку на
качество материала – на исходные порошки керамики лучшего (японского) качества",
– рассказывает ученый.
© предоставлено Владимиром ПромаховымВладимир Промахов
Из печи в интернет-каталог
"Ювелирку" и университетские проекты Промахова объединяет только
одно – исходный материал. Под кольца и серьги ученый разработал технологию
производства, где применяется обжиг материала. Подробностей не раскрывает –
коммерческая тайна.
"Мои ювелирные изделия рождаются "по старинке" – в печи, как
мы и привыкли думать, когда речь идет о керамике. Но исходный материал – не
тот, что применяется для керамической посуды, а порошки", – поясняет
собеседник агентства.
Чтобы реализовать свою идею, Владимир взял кредит и купил в Японии партию
необходимого порошка. Запустил небольшое производство. Когда получил нужный
результат, пригласил в проект дизайнера и сделал первую партию колец, серег,
браслетов и кулонов. Испытал их на прочность, в том числе на себе и супруге:
изготовил граненые обручальные кольца.
И летом 2020 года, в самый разгар пандемии, Промахов зарегистрировал
компанию ООО "Ювелирная керамика". Пока ее витрина – это сайт в
интернете.
Китай vs Сибирь
Сегодня мировые ювелирные производители миксуют керамику с серебром и
золотом, добавляют бриллианты и другие камни. Она появляется на подиумах в
коллекциях известных дизайнеров. В общем, с каждым днем керамика становится все
более заметной в общей массе "ювелирки".
На рынке России ювелирные изделия из керамики появились несколько лет
назад, а сегодня достаточно известны благодаря одному из крупных российских
брендов (свою керамику бренд заказывает у китайских партнеров).
"В 2019 году я ездил в Москву и встречался с представителями этого
бренда. Пообщались отлично, но сотрудничества не получилось. Китайская керамика
для него в приоритете, и пусть она не отличается суперкачеством, но позволяет
продавать "ювелирку" по низкой стоимости. Цена томской керамики выше,
но это плата именно за качество – такое кольцо не сломается", – говорит
Промахов.
После этой встречи начинающий предприниматель понял, что развивать
"керамический бизнес" нужно самостоятельно – формировать собственный
томский бренд. Как это сделать в условиях пандемии?
© предоставлено Владимиром ПромаховымУкрашения из нанокерамики
"Как и все, я продвигал продукцию в онлайн. Но с "ювелиркой"
это плохо работает. Люди хотят потрогать, почувствовать изделие. Поэтому
какого-то резкого скачка у компании не случилось. Продажи есть, но пока
минимальные", – говорит предприниматель.
Он уверен, что развитие ювелирной керамики возможно только по
офлайн-модели. И в ближайшие несколько месяцев планирует "завести"
изготовленные на заказ компактные витрины в торговые центры Томска, салоны
красоты и другие общественные пространства с потенциальными покупателями.
Сильная "ювелирка"
В настоящее время Промахов также изготавливает керамические заготовки для
нескольких ювелирных мастерских Сибири.
"Технология производства ювелирной керамики совершенно не такая, как
драгметаллов. В смысле, что не каждую форму можно сделать, не каждую геометрию,
нельзя сделать изделие с тонкими стенками. В общем, множество нюансов. Керамика
любит точный подход и серьезное отношение. Возможно, именно в этом и есть ее
магия – керамическая "ювелирка" кажется максимально современной и
сильной", – считает он.
Промахов рассказывает, что вложил в разработку технологии серьезные
инвестиции, сколько именно – не уточняет.
"Масштабирование такого бизнеса лишь вопрос времени. И для этого все
готово. Сейчас производим в месяц около 300 единиц бижутерии. План –
масштабировать, но постепенно, осознанно, потому что для меня это не просто
бизнес. Хочется создавать, творить из керамики. А деньги – это благодарность за
радость в моем понимании. Я хочу, чтобы томская керамика радовала", –
резюмирует он.
© предоставлено Владимиром ПромаховымБраслеты из нанокерамики