19 апреля 2024  |
17:36  19 августа 2021 г.

Ученые ТГУ: степи Сибири становятся лугами там, где ожидались пустыни

Чёрная Элеонора
© пресс-служба ТГУУченые ТГУ: степи Сибири становятся лугами там, где ожидались пустыни

ТОМСК, 19 авг – РИА Томск. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) вместе с коллегами изучают влияние изменения климата на биоразнообразие Западной Сибири; по их мнению, вместо прогнозируемого ранее опустынивания степей наблюдается их превращение в луга, сообщается в среду на сайте ТГУ.

Уточняется, что в исследовании участвуют ученые Биологического института и геолого-географического факультета ТГУ и их коллеги из Тувинского госуниверситета. В журнале Ambio (Q1) опубликованы результаты первого этапа работ по участкам в Тыве. Далее ученым предстоит сделать дополнительные расчеты и перейти к изучению Хакасии.

"Ученые отмечают, что с повышением температуры воздуха увеличивается и влажность – вместо прогнозируемых пустынь на территории Тывы и Хакасии степи превращаются в луга, а лес постепенно спускается с горных массивов. Результаты первого этапа исследований опубликованы в журнале Ambio (Q1)", – говорится в сообщении.

Добавляется, что, согласно существующим моделям изменения климата, из-за глобального потепления степные территории со временем должны становиться суше и постепенно превращаться в пустыни и полупустыни. Однако происходят противоположные процессы. В последние годы в районе степи Чадан и Убсунурской долины в Тыве появляются луговые травы, выпадает больше осадков. Даже пески покрываются зеленой растительностью и там начинают расти деревья.

В некоторых местах, например, в районе Тывы, данные свидетельствуют о повышении влажности почвы. В лесной зоне (тайга) и северных регионах (тундра) влажность растет, и к 2050 году там прогнозируется увеличение количества осадков на 10–15% по сравнению с современным периодом.

"Это связано не только с климатом и глобальным потеплением, могло повлиять и изменение антропогенных нагрузок. Но даже в тех местах, где человек не занимался никакой деятельностью, биологи фиксируют появление друг видов трав и насекомых. Географы зафиксировали ландшафтные изменения и ведут оценку того, что произошло с климатом на ключевых участках", – говорится в сообщении.