ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск, Александр Мазуров. Инструкторы Елена Толоконина и Елена
Абрамова учат томичей летать почти десять лет. Они готовят частных пилотов на
двух 726-килограммовых самолетах Cessna 150. Про обучение, проблемы малой
авиации и о том, "как мечтой не упереться в диплом", – в материале РИА Томск.
Толоконина
и Абрамова обучают летать на аэродроме "ДОСААФ" в трех километрах от
деревни Головино. Аэродром – большое поле с несколькими строениями и ангарами.
Здесь ждут своего часа "Аны", "Яки" и "Цессны". К
аэродрому тянется гравийка с ухабами – всего полчаса тряски.
Разбор
полетов
Как рассказала Толоконина, самостоятельно организовать обучение
летному делу в РФ практически невозможно – Росавиация редко выдает лицензии
частникам, поэтому летчицы работают в Томске от новосибирского "Центра
подготовки и сертификации авиационного персонала". Сдают центру в аренду
свои "Цессны" и пользуются лицензией на обучение.
© РИА Томск. Алена Палехова
Cessna 150 готовится к полету. Как оказалось, самолет стоит как новая иномарка. По словам Елены, Cessna 150 стоит около 1,5-2 миллионов рублей.
Сами себя Толоконина и Абрамова называют авиашколой "От
винта". Желающих пройти обучение здесь ожидают 220 часов теории и 40 часов полетов. Практику на аэродроме Елены проводят сами, теорию тоже, правда, периодически приезжают новосибирские специалисты. После окончания
обучения будущим частным пилотам предстоит сдать экзамены томским инструкторам,
а затем пройти тест из 1000 вопросов от Росавиации.
© РИА Томск. Алена Палехова
В кабине учебного самолета два штурвала и два "комплекта" педалей
"Основная масса людей идет к нам для удовлетворения
собственной мечты. Есть и те, кто идет себя проверить перед поступлением в
летное училище. Бывает, что после обучения люди работают эксплуатантами на
авиаработах, мониторят лесные массивы", – говорит Толоконина.
По ее словам, выпускники школы могут летать на однодвигательных
сухопутных самолетах массой до 4,5 тонны, например, Ан-2 – это один из самых
больших таких аппаратов. Частный пилот не может заниматься коммерческими
грузоперевозками и доставкой пассажиров, летает только для своих потребностей.
Обучение же дорогое – один летный час стоит порядка 15
тысяч рублей. Но чтобы получить допуск к мониторингу лесных пожаров, необходимо
пройти дополнительное обучение в Новосибирске.
С 2012 года в томской авиашколе "От винта!" обучение
прошли около 30 человек.
© РИА Томск. Алена Палехова
.
Помимо аэродрома в Головине, занятия проводятся на открытой в
августе авиаплощадке имени Валерия Чкалова в Березкине. Гендиректор
авиастроительной компании Sibaircraft и владелец аэродрома Владислав Левчугов
сам учился у томских летчиц.
В
Березкине летают, чтобы обучить посадке на незнакомой авиаплощадке. Также в
этом году там отрабатывали ночные полеты. Частные пилоты должны три часа
отлетать ночью, а на аэродроме под деревней Головино нет ночного старта, мигающих
лампочек.
Научиться посадке, считает Елена Толоконина, – самое сложное, потому что
нужно "увидеть землю, как она приближается". Хотя у некоторых
учеников посадка получается, а взлет нет.
Мечта детства
"В 1984 году я начала летать в спортивном аэроклубе ДОСААФа.
Летала на "Як-52". В 1988 году выполнила норматив мастера спорта.…
"Мертвая петля", можно сказать, – начальная школа. Делала
вертикальные фигуры, штопорные вращения, комплексы фигур", – вспоминает
Елена, уточняя, что на тот момент ей было 18 лет.
© Инстаграмм-аккаунт авиашколы
Будущие пилоты должны 3 часа отлетать ночью.
По ее словам, о полетах мечтала с детства. После школы поступила в
ТИАСУР (ныне – Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники –
Ред.) на радиоинженера и пошла в ДОСААФ:
"Была
мечта и все. Помню, у меня старшие двоюродные братья в деревне у бабушки
отдыхали и один другому говорит: "Я поступлю в летное училище, а ты на
следующий год". А я ему же: "Тоже хочу быть летчиком!". Но они в
итоге в летное не поступили, а я здесь".
© РИА Томск. Алена Палехова
.
В
авиации, говорит Елена, особенно в советские годы, часто приходилось
сталкиваться с мнением, что женщинам в небе не место: "Мужская точка
зрения была, что это неженская работа. И женщин-инструкторов практически по
стране не было. Родители и знакомые тоже негативно к моему желанию отнеслись.
Зачем тебе это надо, мол, учись, получай диплом, работай. Как всю жизнь мечтать
летчиком быть и упереться в диплом?!"
После окончания института Елена по распределению работала
инженером связи в областном ДОСААФе. Параллельно продолжала заниматься
авиаспортом. Здесь и познакомилась со своей напарницей Еленой Абрамовой – та уже
была инструктором.
"Учить
(других) пошла, чтобы навыки и опыт не пропадали зря. То, что можем передать
человеку, стараемся передать. Чтобы развивалась авиация в Томской области. Вы
же видите, у нас Томск достаточно ограничен в этом отношении", – говорит она.
"Такое
ощущение, что нас готовят в космос"
По словам Толокониной, одна из ключевых проблем малой авиации – сложность получения сертификатов летной годности. Это аналог техосмотра для машин. Проблемы есть и
при прохождении медкомиссии. Так, медкомиссия – причина, по которой почти половина
желающих пройти обучение в итоге отсеивается.
© РИА Томск. Алена Палехова
Cessna 150
"Такое
ощущение, что они (власти) вообще не заинтересованы в том, чтобы люди
летали, – рассуждает Елена. – И я не знаю, в чем они заинтересованы. Безумное
количество врачей нужно пройти. Это нужно просто бегать, бегать и бегать… И
могут еще отправить на дополнительные обследования. Я вам так скажу: очень
жесткие требования, такое ощущение, что нас готовят в космос".
Ранее
сообщалось, что 5 октября 2021 года в РФ появились новые требования к малым
аэродромам: наличие специальных ограждений с сигнализацией,
онлайн-видеонаблюдение, круглосуточное патрулирование, интернет, связь, системы
оповещения. Губернатор Сергей Жвачкин направил в правительство РФ и Минтранс
обращения с просьбой смягчить требования. В итоге в Минтрансе решили отложить
исполнение постановления в регионах на год и обещали снизить затраты, уменьшив
число требований к площадкам.
© РИА Томск. Алена Палехова
.
По словам томской летчицы, несмотря на смягчение требований, не каждый
владелец авиаплощадки может себе позволить выставлять по периметру ограждение и
обеспечить службу безопасности.
"Последние
два года появились серьезные требования и к транспортной безопасности. Нам
пришлось делать паспорт транспортной безопасности на каждое воздушное судно из
40 листов. С 2025 года мы фактически должны будем обеспечить круглосуточное
видеонаблюдение за воздушным судном и транслировать видео в структуры… Для
малой авиации, таких посадочных площадок, как мы, это нереально", –
считает собеседница агентства.