ТОМСК, 16 дек – РИА Томск. Павел
Стрижак в свои 36 лет возглавляет лабораторию тепломассопереноса Томского политехнического университета (ТПУ), где разрабатываются новые виды топлива,
схемы сжигания, горения, газификации, а также способы тушения пожаров. О
разработках лаборатории, где применяются эти технологии и как привлечь в науку
молодежь, – читайте в обзоре РИА Томск.
Павел Стрижак защитил докторскую диссертацию на тему
"Тепломассоперенос при зажигании жидких конденсированных веществ и
парогазовых смесей локальными источниками энергии" в 2011 году, когда ему
было 26 лет, и стал самым молодым доктором наук в ТПУ. В 33 года ему было
присуждено ученое звание профессора.
© сайт Томского политехнического университета
После защиты докторской он возглавил лабораторию
тепломассопереноса, где в небольшом помещении работали несколько человек.
Сейчас в лаборатории 15 сотрудников и еще столько же аспирантов и магистрантов,
свои исследования они ведут в оснащенных передовым оборудованием помещениях.
Коллектив выполняет проекты в коллаборации с коллегами из России,
Великобритании, Франции, Германии, Израиля, Бразилии, Индии и других стран. На
счету лаборатории более 10 патентов и более 200 статей в известных
международных журналах. В лаборатории защищены 15 кандидатских и две докторских
диссертаций. Ежегодно выполняется несколько грантов при поддержке разных фондов
и программ.
"У нас в лаборатории выстроены открытые отношения, главная
задача – слышать друг друга. Мы учитываем мнение всех членов коллектива, вне
зависимости от возраста, стараемся прислушиваться и к молодым кадрам, и к
опытным специалистам. В лаборатории есть сотрудники как намного старше, так и
младше меня. У всех свои области научных интересов, умения, навыки, сильные
стороны", – говорит профессор Стрижак.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Павел Стрижак
Что изучают в лаборатории?
"Наша лаборатория работает сразу в нескольких направлениях:
создание новых видов топлив, которые экологически, экономически и энергетически
привлекательны, – рассказывает ученый. – Второе направление – повышение
эффективности сжигания, пиролиза и газификации топлива с учетом экономических,
экологических и энергетических критериев. Третье направление – подавление
горения, в том числе при тушении пожаров".
В помещении, которое выделили под лабораторию в 2011 году, сейчас
проводятся эксперименты с целью повышения характеристик горения топлив. В
основном ученые работают с составами из промышленных и коммунальных отходов.
Для топлива с химически-опасными компонентами используется установка с вытяжной
вентиляцией, в случае высоких экологических характеристик горения возможна
работа на стендах с более простыми системами.
Также здесь изучается взаимодействие капель жидкостей на основе
специальных составов с твердыми поверхностями – в частности, как они
растекаются и каковы характеристики теплообмена.
"На этом стенде изучается взаимодействие капель специальных
составов с поверхностями – твердыми стенками: какие характеристики растекания
достигаются, насколько динамично протекает теплообмен. Мы отслеживаем, когда
быстро стабилизируется контактное пятно, какие режимы фрагментации капель
возможны. Это важно для интенсификации теплообмена", – поясняет Стрижак.
Здесь же на стенде экспериментируют над увеличением площади
поверхности жидкости за счет микро-взрывных эффектов, которые применяются в
разных сферах.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Взаимодействие капель жидкостей на основе специальных составов с твердыми поверхностями изучают на специальном стенде. Процесс отслеживается на мониторе.
"Например, при локализации и тушении пожара сбрасывается
какой-то объем жидкости в зону горения. Пусть поверхности реагирующего
материала достигает 10 крупных капель. Если мы измельчим эти 10 капель до
состояния аэрозоля – их станет 300-400 – увеличится скорость парообразования,
эффективность подавления горения возрастет", – рассказывает профессор.
Тушение пожаров
Большинство патентов лаборатории связаны со способами локализации
и подавления лесных и городских пожаров.
"Основная идея состоит в том, что необходимо не локально
сбрасывать весь имеющийся объем воды, которое воздушное судно переносит, а
организовывать распределенную во времени и в пространстве подачу жидкости в
зону горения. Так, большие по размерам капли во фронте снизят температуру в
зоне пожара и уменьшат скорости движения продуктов сгорания.
Дальше необходимо подавать капли меньших размеров, чтобы повысить
эффективность применения жидкости в целом", – рассказал Стрижак.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
В лаборатории тепломассопереноса ТПУ
Сейчас лаборатория совместно с ВНИИПО МЧС России занимается
разработкой составов и созданием узла приготовления суспензий, растворов и
эмульсий для авиации.
По словам ученого, после завершения исследований, необходимы
летные испытания. "У нас есть и теоретические и экспериментальные
результаты, которые интересны, и которые мы защитили в МЧС. Мы показали, что
они работают, и наша задача сейчас – выйти на широкое использование", –
говорит он.
Топливо из мусора
Второе ключевое направление лаборатории – работа с
органоводоугольными композициями. В качестве базового используется водоугольное
топливо. В лаборатории ТПУ в него добавляют третий компонент.
"Мы добавляем в топливо либо растительную часть, либо масло,
либо смолы – какую-то третью добавку для решения конкретных задач. Если мы
хотим экономичное топливо, приоритет добавки – отходы. Чтобы удешевить топливо,
в него добавляем отработанные масла. Эксперименты проводили с автомобильным,
трансформаторным, турбинным, касторовым маслом", – рассказывает Стрижак.
Два других типа добавок нацелены на экологическую и энергетическую
привлекательность. В экологический вариант топлива ученые добавляют различные
сорта биомассы, в том числе опилки, солому, лесные материалы и растительные
масла. Для увеличения энергических характеристик топлива – экспериментируют с
вариантами отходов нефтепереработки и нефтешламов.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Оборудование для сжигания топлива с опасными химическими компонентами
"У нас были испытания на котлах в Кузбассе. Сейчас те
решения, которые есть, в Кузбассе и на Дальнем востоке уже используются. На
нашем топливе работают маленькие котельные установки на углеперерабатывающих и
угледобывающих предприятиях Кемеровской области, а также в поселках, в которых
проживают сотрудники этих предприятий", – добавляет профессор.
По его словам, в ближайших планах лаборатории – выход с топливными
технологиями на промышленный уровень для разных регионов страны:
"Необходимо из масштабов лаборатории выходить на полигоны,
где можно показать все этапы заказчику не на нескольких килограммах, а на
десятках и сотнях. Мы сейчас выиграли проект, в рамках которого такую пилотную
установку для сжигания топлива с отходами будем создавать в ближайшие годы".
Как сделать науку привлекательной для молодежи?
"Если выпускник оканчивает университет, то его обучение в
аспирантуре и научная работа должны базироваться на привлекательных условиях,
сопоставимых с тем, что предлагают на рынке предприятия. Также важно находить
индивидуальный подход к планам молодых ученых. Академическая область такая
разная, что все, по сути дела, индивидуально выстраивают работу над своей
диссертацией", – считает Стрижак.
Он выделяет несколько основных условий для привлечения молодежи в
науку: конкурентные с реальным сектором экономики условия, наличие
индивидуального подхода в выстраивании исследовательских треков и материальной
базы, в том числе оборудования для проведения экспериментов. Кроме того, нужны
наглядные примеры "историй успеха" реализовавших себя в науке ученых.
По словам исследователя, проблемы и успехи есть во всех сферах –
многое зависит от вузов, институтов и регионов. Важное условие для развития
исследователей – активная борьба за гранты и стипендии разных фондов: "За
последние пять лет создано много механизмов, которые привлекают молодежь. Самый
яркий – это различные стипендии, в том числе и коммерческих организаций, и
фондов".
"Второй механизм – это научные конференции и семинары,
которых стало очень много. И самое главное – это материальная база. За
последние, наверное, лет 20 в Томской области университеты приросли передовым
оборудованием, программным обеспечениям и хорошими лабораториям", –
отметил он.
На вопрос, сколько зарабатывает ученый, Стрижак отметил:
"Если не учитывать грантовую систему поддержки, и мы говорим
про ученого без степени, аспиранта, – то это стипендия. Если мы говорим про
трудоустроенного сотрудника – в зависимости от его должности, квалификации и
навыков. По поводу грантовой части – максимума не существует, есть одно
ограничение – возможности ученого, насколько он сможет качественно и
квалифицированно выполнять работу по одному или нескольким проектам".
***
Ранее сообщалось, что профессор ТПУ Павел Стрижак на встрече с
президентом России Владимиром Путиным на Конгрессе молодых ученых в Сочи
предложил создать аналог Российского образовательного фонда и кадрового резерва
руководителей всех уровней в научных и образовательных организациях.
Аналог Российского образовательного фонда подразумевает создание
образовательных программ на конкурсной основе, что позволит быстрее и проще
популяризировать науку и обновлять существующие курсы. Президент поддержал оба
предложения томского ученого.