ТОМСК, 5 июн – РИА Томск, Анна Глушенкова. Аренда яхты в России
дешевле круизной путевки, любоваться Байкалом стало модно зимой, море
путешественники теперь ценят не за пляжи, а за возможность услышать китов. Этим и другим трендам внутреннего туризма и акивного отдыха был посвящен фестиваль "ПРОГЕШ", проходивший в выходные в Кузбассе.
Подробнее – в материале РИА Томск.
Ранее
сообщалось, что Ростуризм рекомендовал туроператорам приостановить продажи
туров в страны, которые ввели санкции против РФ. Россиянам ведомство
посоветовало больше путешествовать по своей стране. Эксперты отмечают, что в
2022 году у россиян, кроме стабильно популярных Сочи, Санкт-Петербурга и
Москвы, неожиданно востребованными стали Дагестан и даже Чукотка.
Развитию
въездного туризма в Сибири был посвящен проходивший в выходные в кузбасском
Шерегеше фестиваль "ПРОГЕШ". В его деловой программе приняли участие
зарубежные и российские эксперты. Гендиректор федерального туроператора Russia
Discovery Вадим Мамонтов, специализирующийся на активном туризме, рассказал,
какой именно отдых сейчас набирает популярность в России.
© РИА Томск. Анна Глушенкова
Вадим Мамонтов
Тренд
1: дикая природа
По
словам эксперта, сейчас набирают популярность путешествия в дикую природу:
туристы с радостью ездят любоваться на северное сияние на Кольский полуостров,
на лед Байкала, на цветение маральника на Алтае, лотосов в Астраханской
области, тюльпанов в Калмыкии, маков на Кавказе и в Крыму. Еще один
относительно новый интерес – это наблюдение за животными.
"В
бухты Охотского моря приходят иногда по 200 китов! Представляете, вы приезжаете
в эту бухту, останавливаетесь там. Абсолютно дикая природа вокруг и киты: они
бьют хвостами по воде, звук, как будто пушечные ядра летают где-то неподалеку,
могут прийти касатки начать кружить – и тогда на ваших глазах развернется целое
побоище. Безусловно, киты – это невероятная энергия, гармоничная,
красивая", – рассказал Мамонтов.
Можно
также наблюдать за белыми медведями и моржами на острове Врангеля, птичьими
базарами на Дальнем Востоке… Однако эксперт отмечает – не многие туристы готовы
ехать в эти места дикарями, важны комфортные условия.
"Глэмпинг
– это пример такого контраста, когда в дикой природе можно жить в комфортных
гостиничных условиях. Это важно для большого количества людей. Такие необычные
места размещения сильно увеличивают количество людей, которые хотят в такое
путешествие (в дикую природу) отправиться. Таких проектов сейчас становится все
больше", – сказал эксперт.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Глэмпинг
Тренд
2: местные еда и обычаи
"Гастрономия
– это важнейший бренд регионов. Это не только сами блюда и их подача, но и
сопутствующий "антураж". Но есть места, где подача не важна, где
подачу вы делаете сами. Например, озеро Буссе на Сахалине: там буквально все
дно устлано устрицами, здоровенный слой, устрицы больше, чем моя ладонь.
Исключительно свежие продукты: вся транспортировка заключается в том, чтобы
поднять со своей ступни до своего рта", – рассказал Мамонтов.
По
словам Мамонтова, также важно и ценно погружение в местные сообщества. Есть
территории, которые делают это основным магнитом в своей программе – это, в
первую очередь, арктические территории: Ямал, Якутия, Чукотка.

Приготовление охотничьей шорской похлебки на фестивале "ПРОГЕШ"
Тренд
3: "стройки века"
Еще
один тренд, набирающий обороты, – это промышленный туризм.
"Все больше появляется классных промышленных объектов.
Например, Саяно-Шушенская ГЭС в Хакасии, шахты в Норильске... Важный и ценный
элемент этого – путешествия с детьми, отличная возможность увлечь детей еще
больше, это для них классный подарок, который они будут вспоминать, в отличие
от моря или Диснейленда", – сказал эксперт.
Тренд
4: яхты доступнее лайнеров
По
его словам, новый тренд, который появился благодаря новым "игрокам" в
сегменте туризма, – яхтинг. Такие виды путешествий сейчас развиваются в
Архангельской области и Приморье, на Ладоге и Байкале.
"Например,
Новая Земля – неблизкая и наверняка желанная для многих территория – теперь
стала доступна в относительно бюджетном формате, сильно дешевле, чем на
круизных судах. Круиз на эту территорию будет стоить порядка миллиона, а на яхте
– раз в пять дешевле", – добавляет Мамонтов.
При
этом экспедиционные круизы, несмотря на свою дороговизну, также набирают
популярность, потому что они дают туристам возможность посетить самые
отдаленные точки страны с комфортом. Сейчас такие есть на Курилах, Командорских
островах, Чукотке и в Приморье. Начинают развиваться и речные круизы: по Оби и
Волге.
Тренд
5: расслабиться и ничего не планировать
По
словам эксперта, сегодня появилось много разных сообществ – по интересам, по бизнесу,
по отраслям. Они тоже хотят вместе путешествовать, используя поездку еще и как
место для нетворкинга, обсуждения рабочих вопросов, приобретения новых
знакомств и перезагрузки. "Безусловно, последние события в значительной
степени подвигли многих к какой-то перезагрузке, ретриту", – отметил
спикер.
"Здорово,
что пандемия изменила формат потребления таких туристических услуг, как
путешествия выходного дня. Люди думают теперь о поездках по стране не только
как о том, что можно сделать один раз в год или два. Для многих стало привычной
моделью путешествовать почти постоянно: 10, 12, иногда 15 поездок делают люди в
год – просто заполняют этим выходные, иногда добавляя к ним один-два дня",
– сказал Мамонтов.
Он
уточнил, что это в основном поездки вблизи дома, в свой или соседний регион,
без большой смены часовых поясов.
Эксперт
рассказал, что набирает популярность концепция: "План на завтра вы узнаете
завтра". "Раньше люди покупали в основном туры с готовой
туристической программой, а сейчас многие хотят не думать заранее, не
планировать поездку, чтобы это было таким случайным серфингом по волнам собственного
настроения, ощущений, погоды и всего остального: просыпаюсь утром и решаю, что
буду делать".
Ранее
сообщалось, что, по мнению экспертов, Томск пока не очень привлекает туристов: у области есть богатая история, но нет брендинга территории, нет
местных предпринимателей, которые выступили бы драйверами туристического
развития.