Общепризнанный праздник христианской церкви Преображение Господня отмечается православной церковью 19 августа, в народе он также называется Яблочным
Спасом. Подробнее – в справке РИА Томск.
Преображение – это описанное в Евангелиях явление Божественного
величия Иисуса Христа перед тремя учениками во время молитвы на горе.
Преображение Господне отмечается православной церковью по
григорианскому календарю – 19 августа (6 августа по старому стилю). В
католической церкви Преображение отмечают 6 августа, а в Армянской апостольской
церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. В православии
Преображение Господне входит в число двунадесятых (12 важнейших после Пасхи)
праздников.
Преображение всегда бывает в дни Успенского поста.
Евангельские описания Преображения Господня
В этот день церковь вспоминает
события евангельской истории.
Согласно писанию, незадолго до того, как
отправиться на смерть, Иисус поднялся вместе с тремя учениками на гору Фавор где,
молясь, преобразился: его одежда и лицо просияли белым светом. Рядом с Иисусом апостолы
увидели двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илью – и услышали голос,
провозгласивший их учителя сыном божьим.
Богословское
значение Преображения Господня
Выдающийся
византийский богослов XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о
Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек
соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм – восточно-христианская
практика так называемой умной молитвы.
Народное
название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по
традиции освящаются плоды нового урожая. По раннехристианскому уставу положено
освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, освящают яблоки. На
основе уставных требований сложился народный обычай – не есть яблок нового
урожая до Преображения, так называемый "яблочный пост". Освящение
плодов проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу
от благословленной им природы.
Церковные
и народные традиции Яблочного Спаса
Богослужебный
православный канон предполагает, что накануне дня Преображения проводится
всенощная служба с особым молитвенным чином – Всенощное бдение. В день
праздника проводится Божественная литургия, которая завершается освящением
плодов, которые приносят с собой прихожане.
Народные
традиции празднования Яблочного Спаса дополняют церковный канон. У восточных
славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до
Яблочного Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А
тем детям, родители которых пробовали яблоки, – нет. Поэтому многие родители, а
особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до
Второго Спаса.
Женщины,
потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок,
освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если
могила ребенка далеко или вовсе неизвестно где, следует освященное яблоко
положить на любую детскую могилу или оставить в храме. Многие крестьяне
освященные яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим
родственникам.
В
день Яблочного Спаса принято печь пироги, запекать яблоки, печь блины с
яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекут из постного
теста.
В
этот день провожают закат солнца в поле с песнями. В ряде российских губерний
вечером в день Яблочного Спаса устраиваются массовые хороводы. Также в этот
день принято провожать солнце, наблюдая за его закатом.
Справка
составлена по материалам открытых источников