ТОМСК, 27 сен – РИА
Томск. Почти 300 километров новых ливневок и дренажных колодцев требуется
Томску, чтобы осадки не скапливались на улицах города, сохранялась чистота рек и качество дорог; что мешает
властям раз и навсегда наладить ливневую систему города и какие есть варианты,
РИА Томск рассказал заместитель мэра по дорожной деятельности и благоустройству
Вячеслав Черноус.
Ранее сообщалось, что проблема ливневок в
Томске обсуждается уже много лет. В 2018 году власти Томска вместе с ТГАСУ
разработали проект развития ливневой системы, а в 2019-м планировали заключить
концессионный договор с инвестором, который мог бы этим заняться. Процесс буксует, в частности, из-за отсутствия в регионе
тарифа на услугу отведения ливневых вод – концессионер не может определить свой потенциальный доход.
Условия задачи
По словам Черноуса, в Томске 214 километров ливневок и 26
километров дренажных канав. Но чтобы город не тонул в грязных лужах во время
ливней, нужно взять на баланс еще 132 километра бесхозных ливневок и построить
как минимум 160 километров новых. Это все предполагает 3 миллиарда рублей
вложений, а еще 140 миллионов – на ежегодное обслуживание. Бюджет располагает
только 30 миллионами рублей в год, что ничтожно мало даже для содержания.
"Мы в последний раз строили ливневки в 2013 году, когда
возводили микрорайоны Зеленые Горки и Радужный, позже
ничего уже не строилось. Да, мы ремонтировали стволы на проспектах Фрунзе,
Комсомольском, Ленина, но это только ремонт", – сказал Черноус.
По его словам, реконструкция и строительство ливневок
сегодня требуются и в центре города, и на окраинах. В частности, в списке на реконструкцию стоят
улицы Большая Подгорная, Тимакова, Красноармейская, проспект Ленина. Самое
плохое положение дел сегодня в районе Черемошников. Там за 2021 год приставы
отрезали порядка 50 канализационных труб, самовольно выведенных в ливневую
систему из частных домов.
© РИА Томск. Дмитрий Ковалев
Ситуация с ливневками на улицах в районе Черемошников
© РИА Томск. Дмитрий Ковалев
Ситуация с ливневками на улицах в районе Черемошников
Черноус отметил, что все действующие ливневки на постоянном контроле
у властей. Их чистят, протаивают, ремонтируют. Только в 2022 году водопропускная способность ливневок была
восстановлена на более чем 15 улицах. На постоянной основе в городе ежегодно прочищается 10-20% ливневок и колодцев
от их общего числа.
"Кроме этого мы также занимаемся тем, что откачиваем
воду с улиц, где ливневки не были спроектированы при строительстве. В целом там, где есть ливневки и дренажные
колодцы в Томске, работа ведется постоянно, и все они работают исправно. По нормам вода после дождя
должна уходить в ливневую канализацию в течение 15-45 минут", – сказал
Черноус.
© РИА Томск. Дмитрий Ковалев
Ливневка на улице Оренбургской, 1. Здесь за ней следит местная жительница
Замкнутый круг
По словам Черноуса, решить проблему с развитием ливневой
системы в Томске мог бы концессионер. Пока кандидат один – новосибирская фирма,
которая занимается аналогичной работой в
Новосибирске и в Кемерове. Однако заключить с ней договор нельзя из-за
отсутствия тарифа, а тариф нельзя установить без договора – замкнутый круг.
В этой связи власти хотели пойти по пути Новосибирска. В
течение года обкатать проект на крупных томских предприятиях, взяв за основу
тариф по водоотведению "Томскводоканала". Это позволило бы просчитать
объемы и вывести новый тариф для концессионера. Но облдепартамент тарифного
регулирования на этот шаг не идет.
"Мое мнение, что нужно с чего-то начать, тем более, что
есть примеры других регионов. У концессионера в Новосибирске тоже не весь
город, пока они отрабатывают только два района. Они уже три года работают, у
них уже есть нормальный тариф, около 12-13 рублей за кубометр", – сказал
Черноус.
По мнению заммэра, если не пойти на этот шаг, власти Томска
так и будут "бегать по кругу".
"Люди будут спрашивать, почему дороги валятся? А они у
нас в воде стоят, вода не уходит. Прокуратура будет за это штрафовать город, а
город вместо того, чтобы тратить средства на обслуживание ливневок, будет
платить немалые штрафы", – сказал Черноус.
© РИА Томск. Дмитрий Ковалев
Участок дороги на пересечении улиц Киевская и Лебедева в Томске, где из-за некорректно работающей ливневой системы постоянно образуется яма у трамвайных путей, которую из года в год заделывают.
По его словам, есть еще один вариант решения вопроса. Это
бюджет. Но нужно, чтобы он финансировал не только обслуживание действующих
ливневок, но и позволял строить новые. Однако это может быть реально только при
вливании федеральных средств, а Минстрой четко дал томичам понять, чтобы они
смотрели в сторону концессии.
"Если мы говорим о бюджете – городском или областном,
то тут сразу вопросы у людей возникнут: если за счет бюджета, то это значит за
счет налогов? Почему я должен скидываться, чтобы делать водоотведение,
например, на предприятиях, пусть они сами это делают, они деньги получают за
свой бизнес?" – сказал заммэра.
© РИА Томск. Дмитрий Ковалев
Новые ливнеприемники на улице Гагарина в Томске после ремонта дороги
И что делать?
По словам, Черноуса, пока власти продолжают искать варианты
решения вопроса и параллельно обследуют и восстанавливают ливневую систему
города в местах, где ее совсем нет.
"После того как будет сформирована команда нового
губернатора Томской области, мы этот вопрос еще раз будем обсуждать. Я надеюсь,
что нам пойдут на встречу, тем более, что есть примеры других регионов, чем мы
хуже? Нужно просто принимать решение и с чего-то начинать", – добавил
заммэра.
© РИА Томск. Дмитрий Ковалев
Очистные сооружения на улице Созидания