ТОМСК, 3 ноя – РИА Томск. Томский политехнический университет (ТПУ) завершил образовательный эксперимент с участием магистрантов:
в течение двух месяцев студенты, обучающиеся прикладной системной инженерии,
аналитике бизнес-процессов, цифровому маркетингу и технологическому
предпринимательству, проходили курс по инженерному мышлению. Чем им поможет
новая образовательная дисциплина и что такое инженерное мышление – в обзоре РИА
Томск.
Как рассказала агентству исполняющая
обязанности директора Школы инженерного предпринимательства ТПУ Наталья Чистякова,
курс "Инженерное мышление" начался 1 сентября и завершился 31 октября
в рамках стратегического проекта ТПУ "Новое инженерное образование"
программы "Приоритет – 2030".
Появление этого курса во многом связано с
запросами промышленных предприятий: подбирая новых сотрудников, они ищут тех,
кто способен не просто выявлять технические проблемы и предлагать
соответствующие решения, а умеет видеть структуру во всем, определять и
развивать взаимосвязи в производстве и технологиях.
Компании "охотятся" за такими
выпускниками вузов, и университеты, в том числе ТПУ, отвечают на их запрос,
модернизируя образовательный процесс. Уже недостаточно дать студенту знания по
специальным дисциплинам, важно также научить его мыслить как инженер и
технологический предприниматель.
Что хотят компании
"Ключевые задачи для подготовки
инженеров современного типа – это не только обучение hard skills, то есть,
собственно профессии, но и "докрутка" студентов до потребностей
компании", – объясняет Чистякова.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Наталья Чистякова
По ее словам, первое, на что обращают
внимание промышленные компании, – это навыки проектной деятельности, основанной
на кейсах из индустрии. Чтобы решать эти кейсы, молодежи нужно инженерное
мышление.
"Как таковое мышление развивается во
время обучения в любом вузе: студент читает литературу, выполняет курсовые
проекты, в общем, так или иначе "прокачивает" себя. Но никогда ранее
в вузах не было концентрированного знания по разным технологиям мышления,
которые базируются на результатах и успехах предыдущих промышленных революций",
– продолжает собеседница агентства.
Томский политех сделал ставку на новое
инженерное образование и формирование его новых моделей несколько лет назад,
когда эта тема еще не была в тренде. Взяв правильное направление для
собственного развития, ТПУ провел реорганизацию, запустил новые образовательные
программы, дал новые возможности студентам. Курс "Инженерное мышление"
стал продолжением этой работы.
Собрать фабрику в университете
Новый курс заменил образовательную программу
о философских методах науки. Приглашенный лектор – руководитель программного
комитета конференции "Современная подготовка инженеров" Владимир
Алейник – рассказал студентам об истории развития инженерной мысли, основах
технологического инженерного мышления и провел игру "Конструирование. Проектирование.
Исследование".
"Ребята слушали лекции о
конструировании, проектировании и исследовании, которые предполагают разные
навыки мыслительной деятельности. А в бизнес-игре будущие инженеры создавали
прототипы, делали модели серийного производства этих прототипов, проводили
исследования по повышению эффективности производственного процесса", –
объясняет Чистякова.
Лектор и организаторы программы сразу
отказались от той модели обучения, когда студенты превращаются в "приемник
информации". Ставку сделали именно на практическую часть и живые
дискуссии.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
В Школе инженерного предпринимательства ТПУ
Бизнес-игра состояла из несколько этапов.
Первый – соорганизоваться в конструкторское бюро, разработать на схеме или
эскизе идеальные конструкции машин, которые сортируют шарики разных размеров
или считают их с использованием двух десятичных разрядов, собрать работающие
прототипы. Созданные аппараты оценивало специально созданное "патентное
бюро".
Второй этап – проектирование серийного
производства. Студенты должны были занять позицию инженера-проектировщика и
разработать проект организации системы разделения труда на серийном производстве.
А затем организовать это "производство", "произвести" на
нем не менее трех одинаковых машин и "продать" предприятие "технологическим
компаниям".
На третьем этапе необходимо было стать
инженером-исследователем, сформулировать гипотезы о ресурсах роста
производительности труда и спроектировать эксперименты по проверке этих
гипотез.
Участники оптимизировали производственный
процесс и организовывали рабочее пространство так, чтобы тратить минимум
времени на одну машину и не терять при этом в качестве создаваемого
оборудования. Потребовалась также оптимизации конструкции машины – сокращение
числа элементов устройства.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
В Школе инженерного предпринимательства ТПУ
В итоге студенты отработали различные навыки
инженерного мышления и реализовали промышленный кейс – в игровой форме,
безопасной и для них, и для окружающих. Эксперимент завершился удачно, и теперь
ТПУ готовится внедрить новый курс и на других магистерских программах.
Как развивалось инженерное мышление
"Мышление не формально. Оно зависит от
того, что является его объектом. Поэтому существует не одно универсальное
мышление, а множество типов и видов мышления: инженерное, предпринимательское,
управленческое, философское, методологическое и так далее", – комментирует
преподаватель курса "Инженерное мышление" ТПУ Владимир Алейник.
Алейник изучает мышление вместе с коллегами
из специально созданной научной группы. Ученые пришли к выводу, что инженерное
мышление связано с этапами промышленных революций.
По словам собеседника агентства, в настоящее
время существует гипотеза, что каждая промышленная революция начинается тогда,
когда складывается новая технология инженерного мышления.
© Валерий Доронин
"В какой-то момент, когда мы проводили
анализ первой промышленной революции в Англии, наша команда выяснила, что до
нее состоялась промышленная революция в Нидерландах (поэтому мы назвали ее
"нулевой") и проходила она условно в 1550-1700 годы. Тогда, грубо
говоря, становится "производительной силой" такая технология
инженерного мышления как конструирование", – объясняет преподаватель.
Речь идет о создании замысла изделия или
вещи. В указанный период была создана первая в мире инженерная школа – "Nederduytsche
Mathematique" или "Duytsche Mathematique" при Лейденском
университете.
В следующую промышленную революций – первую –
в Англии инженеры и предприниматели создавали серийные производства.
"Это уже формирование совершенно другой
технологии мышления – проектирования – и появление позиции
инженера-проектировщика. Примером является создание Ричардом Аркрайтом
прядильных фабрик", – рассказывает Алейник.
В те годы из-за создания ткацких станков в
этом секторе подскочила производительность труда, но прядение по-прежнему
оставалось ручным и тормозило производство потребительских продуктов.
В 1769 году Аркрайт построил мастерскую с
лошадиным приводом. Она выступила прототипом созданной им в 1771 году первой
прядильной фабрики с приводом от водяного колеса. И в мастерской, и на фабрике
была машинизирована всего одна операция – прядение тонкой нити.
"Аркрайт дал техническое задание
инженерам на машинизацию всех операций прядения, получил патент на изобретение
и в 1775 году открыл фабрику. Так произошла революция в производстве, а
инженеры стали не только конструировать замысел изделия, но и проектировать
производство в целом", – говорит Алейник.
Еще один важный для инженерного мышления
рубеж – это появление исследовательских лабораторий в Германии в первой
половине XIX века: "В них, среди прочего, создавались модели различных
новых химических материалов, которых не существовало в природе, и процессов их
синтеза".
В настоящее время инженеры имеют новую точку
роста – цифровую, и уже можно говорить о новой технологии мышления –
программировании.
"Все вещи становятся в значительной
степени компьютерами. Мир постепенно превращается в мир "умных"
вещей. Мышление современного инженера таково, что оно начинает представлять все
в цифре. Появляется цифровая модель АЭС, города, автомобиля. А следующий шаг –
это цифровые материалы с проектируемыми свойствами", – резюмирует ученый.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
В Школе инженерного предпринимательства ТПУ