RIATOMSK.RU
+9°C
19 апреля 2024  |  
6:59
  |  
+9°C
10:21  5 ноября 2022 г.

Как "рогатый" изменил город: томскому троллейбусу – 55 лет

Матвеев Андрей
© архив трамвайно-троллейбусного управленияКак рогатый изменил город: томскому троллейбусу – 55 лет
© архив трамвайно-троллейбусного управленияКак рогатый изменил город: томскому троллейбусу – 55 лет

ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск. Пятого ноября исполняется 55 лет с начала движения троллейбусов в Томске. Одновременно отмечает свое основание и трамвайно-троллейбусное управление. Сейчас на улицы города ежедневно выходят около 35 машин, они обслуживают шесть маршрутов. А в 1967 году эра "рогатого" транспорта в Томске началась с двух веток: по проспектам Фрунзе и Ленина. О том, как строительство троллейбусной сети изменило город, – в материале РИА Томск.

К 50-летию революции

Запуск нового для Томска вида транспорта приурочили, как это было принято в СССР, к крупному празднику. 7 ноября 1967 года отмечался 50-летний юбилей Октябрьской революции. И за два дня до даты на улицы города выехали семь первых троллейбусов. Они стали курсировать по маршруту №1 – от Лагерного сада до площади Ленина. В конце этого же года был запущен и маршрут №2, который и по сей день ходит от троллейбусного депо до Черемошников.

© архив трамвайно-троллейбусного управления
Агитационный троллейбус на первом маршруте

Следующей задачей стало строительство контактной сети троллейбуса от проспекта Ленина на Иркутский тракт. Оно осложнялось двумя факторами: крутым подъемом на Кузнечный взвоз и пересечением улицы Пушкина с железной дорогой. Для решения первой проблемы дорожникам пришлось сделать подъем на Воскресенскую гору более пологим и широким.

Для разведения троллейбусной линии и железной дороги, пересечение которых на одном уровне было невозможным, в 1968 году было принято решение построить путепровод. Мост, соединивший улицу Пушкина и Иркутский тракт, спроектировали и построили всего за четыре месяца. И 2 ноября 1968 года до остановки "Черемушки" был продлен маршрут троллейбуса №1. Через год его конечной станцией стал Приборный завод.

© архив трамвайно-троллейбусного управления
Троллейбус на конечной остановке "Приборный завод"

К общагам и на вокзал

После организации двух троллейбусных маршрутов томские власти обнаружили небольшой парадокс – основные корпуса томских университетов были охвачены троллейбусной сетью, а студгородок на Южной – нет. В связи с этим было приятно решение о строительстве контактной сети по улице Красноармейской.

Вместе с ней улица приобрела новый асфальт, бордюрные ограждения и озеленение. Третий маршрут троллейбуса, получивший неофициальное название "студенческий", был запущен к концу летних каникул – 29 августа 1969 года. Первое время "тройка" ходила от площади Южной до площади Ленина, а 1 января 1972 года маршрут был продлен до дома культуры "Авангард" в конце улицы Сергея Лазо.

© архив трамвайно-троллейбусного управления
Троллейбус на конечной остановке "Южная"
 

Строительство троллейбусной ветки на вокзал Томск-I потребовало немалых хлопот. Уже в 1970 году транспортная нагрузка на двухполосный проспект Кирова была очень большой, а его участок от площади Дзержинского до площади Кирова занимал второе место в городе по аварийности. В таких условиях запускать троллейбус – только усугублять ситуацию.

В итоге власти приняли решение снести на этом участке одноэтажные дома вместе с огородами, освободив тем самым место еще для двух полос движения. В результате эта часть проспекта Кирова и приобрела знакомый томичам вид – магистраль с четырехполосным движением, встречные потоки которого разделены бульваром. Вдоль бульвара и проложили трамвайные пути. 

К 26 октября 1970 года все работы были завершены, и в Томске появился маршрут троллейбуса №4, курсировавший от вокзала Томск-I до площади Ленина.

© архив трамвайно-троллейбусного управления
Троллейбус №4 на техническом обслуживании в депо

Последняя ветка при СССР

В 1976 году томские власти начали строить троллейбусную сеть к быстрорастущему микрорайону Каштак, где уже начал ощущаться транспортный голод. Как и в случае прокладки линии по Кузнечному взвозу, строительство осложнилось крутым подъемом на Каштачную гору. Обустройство трассы потребовало большого объема земляных работ и укрепления склонов горы. В ноябре 1977 года ветка была построена, и на Каштак продлили троллейбусный маршрут №4.

На этом масштабное строительство троллейбусной сети в Томске было закончено, а новые маршруты появились лишь в 90-х годах. Так, в 1993 году была построена ветка по проспекту Комсомольскому – от Фрунзе до Кирова, это позволило запустить троллейбус №7 (от Приборного завода до вокзала Томск-I через проспект Ленина и Дом книги).

В 1994 году контактная сеть была продлена на проспекте Мира – от улицы 79-й Гвардейской Дивизии до Смирнова, благодаря чему появился троллейбусный маршрут №6 (Троллейбусное депо – АРЗ).

© архив трамвайно-троллейбусного управления
В 1990-2000-х годах по Томску ездили два необычных троллейбуса – шарнирно-сочлененные трехосные машины марки "ЗиУ – 683В", которые в народе прозвали "гармошки". В архиве ТТУ сохранилось несколько фотографий этих машин.

А в 2010-м троллейбусная сеть получила прямой выход с Каштака на Комсомольский проспект и вокзал Томск-I. Так появился маршрут троллейбуса №5 (микрорайон Радужный – вокзал Томск I). В это же время городские власти приняли решение убрать седьмой троллейбус с проспекта Ленина и соединить его конечные более коротким путем – через Комсомольский.

В материале использованы данные из книги Я.А. Яковлева "Рассказы о томском электротранспорте".

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке