ТОМСК, 29 ноя – РИА Томск. Студенты физико-технического факультета
Томского госуниверситета (ФТФ ТГУ) тестируют в Проектном парке факультета прототипы
технических приборов. В частности, проверяют работу устройства для автопередачи
показаний бытовых водосчетчиков и дорабатывают прототип беспилотника для
автоматического засева лесов. О том, что предлагают студенты и как проходит
доработка их идей, в обзоре РИА Томск.
Счетчик
с Wi-Fi
Ранее
сообщалось, что первокурсники ФТФ создали прототип устройства, который
автоматически снимает и отправляет показания бытовых водосчетчиков в
ресурсоснабжающую организацию или управляющую компанию (УК). В ТГУ отмечали, что
существующие сегодня аналоги доводят информацию только до потребителя,
например, через приложение, а в ресурсноснабжающую организацию данные все равно
приходится регулярно передавать самому.
Как сообщается на сайте ТГУ со ссылкой на капитана
команды-разработчика Анастасию Бабинович, сейчас проект дорабатывается, в
частности ведется работа над созданием беспроводной системы питания.
Параллельно работу устройства тестируют наставник команды Александр Коношонкин и
декан ФТФ Юлия Рыжих, еще девять томичей – скоро они проверят работу устройства
в своих квартирах.
"Мы консультируемся с экспертами по поводу патентной чистоты,
разрабатываем идеи для подключения пользователя к Wi-Fi и инструкцию по
применению нашего устройства. Оно работает от сети только во время передачи
показаний, а питание от аккумулятора сделает его полностью независимым от
электричества", – цитируется Бабинович.
По
ее оценкам, стоимость устройства составит около 3 тысяч рублей. "С
батарейкой и резисторами она увеличится незначительно", – приводятся на
сайте ее слова.
Отдельное
внимание команда уделяет рыночной реализации проекта. Команда уже получила
больше 10 экспертных консультаций, защитила идею на интенсиве "От идеи к
прототипу" в рамках проекта "Университет 2035". В настоящее
время команда прокачивает бизнес-навыки в треке новых технологий акселератора
ТГУ: ребята хотят создать полноценный стартап, чтобы получить грант либо
привлечь инвестиции в проект.
© сайт Томского государственного университетаКоманда Анастасии Бабинович и Александр Коношонкин (в центре)
Засеять
лес с воздуха
Еще
одна идея, которая должна взлететь до конца года, – это беспилотный летательный
аппарат для засева лесов. Сейчас студенты в Проектном парке дорабатывают
цифровой 3D-прототип БПЛА, моделируют механизм сброса семян, изучают устройство
автопилота.
По
словам их наставника – аспиранта 4 курса ФТФ ТГУ Куата Исмаилова – запуск
беспилотника планируется в конце декабря. Одновременно Исмаилов курирует еще
несколько проектов – создание транспортного БПЛА для груза в 10 килограммов и
станка по фигурной резке пенопласта.
"Мы
тренируемся на выполнении тестовых задач, я показываю, какими процессами
сопровождается проектирование того или иного технического изделия: как устроен
самолет, какие процессы происходят при проектировании и настройке и что этим
процессам сопутствует. Все проекты сложные, наукоемкие, требуют определенных
навыков", – приводит пресс-служба ТГУ слова Исмаилова.
Исмаилов
добавляет, что прототипы других проектов будут реализованы примерно через
полтора месяца: после чего разработчики рассчитывают получить обратную связь от
первых пользователей, чтобы продолжить доработку.
© сайт Томского государственного университетаКуат Исмаилов на занятиях с командой Проектного парка ФТФ
"Хотят
сделать руками что-то интересное"
Сейчас
в Проектном парке ФТФ ТГУ 15 команд, с которыми работают восемь наставников. По
словам менеджера Проектного парка Кирилла Костюшина, с готовыми идеями приходят
10-20% ребят, для остальных наставники собирают пулы проектов либо предлагают
подключиться к уже имеющимся. При этом собственную идею можно предложить в
любое время.
"Наша
программа-минимум – дать студентам опыт работы над реальными проектами в
процессе обучения. Максимум – вывести их на создание собственных стартапов и
технологических продуктов. Правда, изначально ребята приходят к нам не для
того, чтобы создавать стартапы и компании, хотя, может, и думают об этом.
Основной их посыл – сделать руками что-то интересное, что будет потом везде
продаваться", – говорит Костюшин.
Чтобы
команды могли получать оперативную поддержку, с сентября в Проектном парке
запустили Школу технических кураторов, которыми стали студенты-старшекурсники.
Сейчас они проходят специальное обучение, чтобы эффективнее взаимодействовать с
командами.
© РИА Томск. Никита Гольцов По
словам Костюшина, многие команды мечтают продвинуть свой продукт на рынок.
Однако для этого нужно научиться его оценивать, выдвигать и проверять гипотезы,
получить другие продуктовые компетенции. Подобные предпринимательские навыки
команды могут получить в акселераторе ТГУ и в общении с экспертами на интенсивах.
Костюшин отмечает, что с продвижением разработок на рынок вуз
намеренно напрямую не помогает.
"Максимум,
что мы даем, – это контакты партнеров и рекомендации по условиям работы с ними.
Мы хотим, чтобы ребята развивались, устанавливали связи и получали навыки
ведения переговоров... Они всегда могут обратиться к наставнику или экспертам.
Но стартап – это, прежде всего, их ответственность, и мы стараемся научить их
работать самостоятельно. Это самое важное из того, чем мы можем им помочь",
– резюмирует он.
© сайт Томского государственного университетаКирилл Костюшин