ТОМСК, 21 янв – РИА Томск. День аспиранта в
нашей стране отмечается в субботу, 21 января. О том, какие
мифы о науке и аспирантуре до сих пор существуют, рассуждает Евгения Черникова
– молодой ученый, аспирантка кафедры телевидения и управления Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).
В ТУСУРе в настоящее
время учатся 285 аспирантов. И вопреки расхожему мнению, что практически все аспиранты
технического вуза – мужчины, в ТУСУРе более четверти обучающихся в аспирантуре
– девушки, их 72 против 213 мужчин.
Миф:
техническая наука – это сложно, скучно и скорее для мужчин
– Это мнение скорее
продиктовано сомнениями в себе, которые есть у каждого человека. На самом деле
техническая наука и наука вообще – это большие возможности, которые открыты для
всех, просто для этого, конечно, нужно иметь знания и чуть более широкий кругозор,
чтобы видеть эти возможности.
Что касается "для
мужчин", то только за последние 2 года на нашей кафедре защитились три
девушки, которые стали кандидатами наук, остались работать в университете. По
моим наблюдениям, девушкам точно не стоит бояться технических специальностей –
здесь их даже больше опекают и оберегают.
Конечно, наука – это непросто, но очень интересно. Моя диссертация "Зеркально-симметричные
модальные фильтры и меандровые линии" была посвящена устройствам, которые
защищают радиоэлектронную аппаратуру от помеховых сверхкоротких импульсов. В
первую очередь, такие устройства ориентированы на космическую отрасль.
Сегодня я немного
изменила направление – занимаюсь математическими аналитическими моделями. Мне
удалось выиграть грант РНФ на развитие темы по созданию простых математических
моделей, которые могут помочь в описании сигнала.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Если говорить о
глобальной цели – я хочу внести в это свой вклад в то, чтобы наша страна стала
технологически суверенным государством, чтобы у нас были свои, необходимые миру
разработки, программы, системы.
Миф:
наука – закрытое сообщество, попасть туда непросто
– Я из Казахстана,
училась в женской гимназии с социально-гуманитарным уклоном и совсем не
собиралась томский вуз. Но потом стала заниматься на курсах подготовки к
поступлению на технические специальности. Так, я оказалась в ТУСУРе, который
дважды – на бакалавриате и в магистратуре – окончила с красным дипломом.
Что касается "попадания"
в науку: об аспирантуре я узнала, обучаясь на бакалавриате. Уже тогда у меня
была цель – заниматься наукой. У нас на кафедре очень четко работает модель "задел-мотивация-перспективы",
которая и сподвигает поступать в аспирантуру.
Задел – это когда
начиная с бакалавриата нарабатывается научная база, состоящая из выступлений на
конференциях, написании статей, работы над реальными проектами.
Мотивация – это пример успешных
аспирантов, ученых. Туда же относится достижение своих результатов и первых
успехов.
Перспективы – это
знание о том, что защита диссертации является важным, а главное, полезным
этапом. В будущем это способствует продвижению как в науке – возникает
возможность писать свои собственные заявки на получение научных грантов,
набирать себе команду из студентов, так и на предприятии, потому что наличие
степени может сделать специалиста более востребованным. И тому, и другому есть
реальные примеры.
Миф:
в науке заняты в основном возрастные люди
– У нас на кафедре, в
лаборатории средний возраст преподавателей, ученых – около 30 лет. Мой научный руководитель
– Александр Михайлович Заболоцкий – защитил докторскую, когда ему было чуть больше 30.
Своим главным наставником
и "мотиватором" я считаю заведующего кафедрой телевидения и
управления Тальгата Рашитовича Газизова. Он разбирается во всех аспектах
деятельности лабораторий, вникает в дела каждого.
Миф:
низкая стипендия у всех аспирантов
© РИА Томск. Павел Стефанский
– У тусуровских
аспирантов есть возможность получать хорошие стипендии. Уже на первом курсе я
поступила в элитную аспирантуру ТУСУРа
(Программа
целевой подготовки аспирантов для научно-педагогического кадрового резерва
ТУСУРа. Там выплачивается дополнительная повышенная стипендия и финансируется
участие в конференциях, публикация статей).
Конечно, это хорошая
поддержка, денежное подспорье, благодаря чему аспирант может весь фокус
внимания нацелить на науку. Но это еще и статус, который обязывает участвовать
в научных мероприятиях, быть дисциплинированным.
Мы, выпускники элитной
аспирантуры, очень гордимся, что были аспирантами кадрового резерва ТУСУРа. Это
подстегивает быть лучше. У нас на кафедре даже есть соревновательный момент: у
кого больше публикаций, кто больше участвовал в научных мероприятиях – такая здоровая
конкуренция.
Миф:
научную карьеру начинаешь строить только в аспирантуре
– Я не мечтала с начальной школы,
что буду научным сотрудником. Иногда мне и сегодня не
верится, что я ученый. Но моя мама вспоминает, что в школе я всегда брала на
себя большую учебную нагрузку, всегда была жадная до знаний.
Я уверена, полюбить
знания, науку можно еще в раннем возрасте. У многих детей есть энергия и рвение
к познанию нового. Очень важно в этот момент их направить на что-то интересное
и продуктивное, и тогда они вырастут разносторонне развитыми, нацеленными на результат
людьми, возможно, будущими аспирантами ТУСУРа.
Убеждена, что в
России, ТУСУРе, на нашей кафедре телевидения и управления очень много
талантливых людей, у нас огромный потенциал, и, если каждый приложит усилия, мы
добьемся просто впечатляющих результатов.