RIATOMSK.RU
+13°C
28 апреля 2024  |  
23:55
  |  
+13°C
13:40  26 марта 2023 г.

Прямиком от АРЗа до левобережки: эксперт о проекте 3-го моста в Томске

Семенов Алексей
Голубев Михаил Валерьевич
© РИА Томск. Никита ГольцовПрямиком от АРЗа до левобережки: эксперт о проекте 3-го моста в Томске

ТОМСК, 26 мар – РИА Томск. Проект третьего моста через Томь должен включать целый ряд развязок и подъездных путей, которые позволят большим потокам уйти из центра Томска. В идеале нужна новая магистраль – от левобережной дороги на западе до улицы Смирнова на востоке. Можно ли возродить проект, разработанный еще в 2000-х годах, в интервью РИА Томск рассказал экс-глава "Мостоотряда-101" Василий Музалев.

Василий Музалев – бывший директор предприятия "Мостоотряд-101", входившего в компанию "Сибмост", экс-депутат Законодательной думы Томской области и думы Томска. Заслуженный строитель РФ. Под его руководством велось строительство множества крупных объектов. Только в Томске он отвечал за Северный мост через Томь, Пушкинскую развязку, прилегающие к улицам Балтийской и Осенней мосты и эстакады.

Ранее сообщалось, что к 2028 году в Томске планируется построить третий мост через Томь, проект поддержал президент Владимир Путин. Власти региона еще не решили, где именно строить сооружение. На технико-экономическое обоснование из облбюджета выделено 165 миллионов рублей. Строительство моста планируется начать не раньше 2025 года.

Потеря времени

По действующему генплану Томска, который в последний раз актуализировали в 2000-х годах при мэре Николае Николайчуке, план предусматривает два будущих моста через Томь, оба привязаны к Малому транспортному кольцу: один в районе бывшей карандашной фабрики с выходом к Нижнему Складу, второй – на юге, около поселка Аникино с выходом к Черной Речке. Но был, по словам Музалева, еще и третий вариант.

"Когда начали рассматривать коридоры, которые позволят разгрузить центр Томска, первоначально казалось, что идеально подходит створ улицы Дальне-Ключевская. Там само напрашивается: спускаешься с Каштака или с (улицы) Яковлева и прямиком на левый берег. Но стали изучать, и выяснилось, что там от проспекта Ленина до берега слишком плотная застройка – слишком много сносить", – пояснил собеседник.

© скрин с электронного атласа Томска
В итоге при разработке генплана был утвержден вариант размещения моста севернее от створа Дальне-Ключевской на 500 метров. Подъездные пути на правом берегу планируются на месте бывшей котельной на Водяной и частично на территории бывшей карандашной фабрики.

"На мой взгляд, место для третьего моста рядом с карандашной фабрикой выбрано правильно. Здесь мост делит пополам 50% города, он будет отлично выбрасывать из Томска поток машин, которые идут в пригород, на север и запад области, в Новосибирск. Этот мост нужен жителям левобережья Томска, и строить его надо было давно. Снова искать "хорошее место" для переправы – это потеря драгоценного времени", – сказал Музалев.

Он рассказал, что построить мост между карандашной фабрикой и Нижним Складом планировалось еще в советский период. Об автомобильных пробках тогда еще не слышали, а переход был нужен для доставки рабочих на будущий нефтехимический комбинат, который хотели строить в междуречье Томи и Оби, в окрестностях Нелюбина. После возражений экологов ТНХК перенесли на север от города, и про мост на время забыли.

Еще один – четвертый по счету мост через Томь – запланирован, судя по электронному атласу, за поселком Аникино на юге Томска. Он, по словам эксперта, тоже необходим городу, но уже для того, чтобы убрать с центральных улиц транзитный трафик.

Мост и "гарнир" к нему

Собеседник агентства напомнил, что проект третьего моста через Томь существует, он разработан Санкт-Петербургским проектным институтом "Трансмост" в 2000-е. Его длина должна была составить около 1 тысячи метров, что сделало бы его самым протяженным мостом в регионе наряду с Северным. Предполагалось, что мост сделают вантовым – с широким центральным пролетом и единственным пилоном.

"Пилон моста должен был возвышаться над водой более чем на 100 метров. Мы даже аэродинамические испытания его модели проводили во Франции, в Нанте. При монтаже и эксплуатации мостов с большими пролетами часто возникают проблемы: пилон и канаты образуют "парус", на конструкцию может оказывать сильное давление ветер. В результате модель прошла испытания", – отметил он.

Проект вантового моста через Томь, подготовленный компанией "Трансмост"
Зачем такой большой пролет и почему главная опора только одна? Такая конструкция, по словам эксперта, упростит движение речного транспорта, и сам мост уже не будет страдать от ледохода.

"Проект, который готовил "Трансмост", еще можно использовать, нужно только заново пройти с ним экспертизу. Я думаю, мы можем сделать из Томска просто "игрушку". Для этого нужно построить третий мост и построить несколько развязок до АРЗа. Возможно, какие-то технические решения можно заменить на более современные, но в целом проект годится", – считает эксперт.

Мост нужен минимум четырехполосный, как в проекте "Трансмоста", но если проектировать заново, лучше предусмотреть шесть полос, добавил Музалев.

Что касается новых развязок, он пояснил, что само Малое транспортное кольцо включает целый ряд таких объектов, иначе вся магистраль и прилегающие улицы просто встанут в пробках. Вот и у третьего моста должны быть свои удобные съезды.

"На стыке эстакады моста с проспектом Ленина должна быть построена двухуровневая развязка. Необходима также новая дорога до АРЗа (вдоль промышленной железнодорожной ветки), чтобы автомобили могли выезжать на транспортное кольцо", – прокомментировал он проект планировки, заложенный в генплан Томска.

И все же на актуализацию проекта "Трансмоста" тоже нужно время. Поэтому эксперт сомневается, что у властей и строителей получится успеть к назначенному Путиным сроку – до 2028 года.

"На постройку третьего моста вместе с развязками до АРЗа в идеальных условиях уйдет четыре года, вместе с актуализацией проекта – пять лет. Это примерно десять километров проезжей части. Обойдется строительство в 30-35 миллиардов рублей, хотя это зависит от уровня инфляции", – рассказал он.

Ранее сообщалось, что, по поручению президента, на строительство третьего моста в Томске предложено выделить дополнительные ассигнования из госбюджета, а также предоставить региону инфраструктурные кредиты. Стоимость разработки нового проекта оценивается в 600 миллионов рублей, а строительство самого моста и подъездных путей – в 25-30 миллиардов.

Почему нужно строить именно сейчас?

"За прошедшее десятилетие Томск отброшен назад в развитии улично-дорожной сети. Развязка на Богашевском тракте не в счет, потому что она построена в отрыве от дальнейших планов, да и построить ее можно было быстрее и дешевле. В 1990-е мы строили практически без денег, а сейчас государство готово давать десятки миллиардов. Где результат?" – задается вопросом Музалев.

Даже антироссийские санкции, по его мнению, сыграют на руку, ведь раньше металл в основном шел из страны на экспорт, а теперь стали появляться запасы. Плюс деньги на инфраструктурные проекты из федерального бюджета. У томских властей есть все, нужна лишь политическая воля и проработанный план.

"Недавно бывший министр транспорта страны Игорь Левитин побывал на строительстве моста в Новосибирске (он курирует проект). Выяснилось, что застройщик не заложил в план одну нужную развязку: побоялся, что денег не дадут. Власти думали построить позже. А Левитин им ответил, мол, мы вам выделили 35 миллиардов, дали бы и 40. Но второй раз получить деньги вам будет сложно: мы ведь вам уже выделяли средства", – рассказал эксперт.

© предоставил Василий Музалев
Мост через Чулым в Первомайском районе был сдан "Мостотрядом-101"в 2006 году и получил название "Троицкий". Длина готового строения составила 740 метров и более 20 километров подходов. Стоимость проекта – 1,3 миллиарда рублей при норме в 5-6 миллиардов для такого проекта.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке