Светлая Седмица – одна из главных недель в жизни православного
человека. Это время должно быть посвящено духовной радости о воскресшем Иисусе Христе и
общению с близкими. Однако важно отличать настоящие православные традиции от
"языческого наследства" наших предков. Подробнее – в материале РИА
Томск.
Народные
традиции
По
данным открытых источников, в народной традиции для каждого дня Светлой Седмицы
на Руси существовали особые обычаи. Понедельник называли Поливальным – в этот
день было принято обливаться водой. Вторник – Купальницу – предки проводили
почти так же, но обливали друг друга преимущественно юноши и девушки в надежде
найти себе пару.
В
Градовую, или Хороводную среду было принято водить хороводы и ни в коем случае
нельзя было выходить на полевые работы. Четверг носил название Навской Пасхи
(от древнерусского слова "навь" – потусторонний мир) – считалось, что
в этот день неупокоенные души мертвых могли напасть на живых. В Прощеную
пятницу, соответственно, было принято просить друг у друга прощения.
Праздник
всю неделю
По
просьбе РИА Томск о православных традициях Светлой Седмицы рассказал настоятель
храма Николая Чудотворца в томском селе Тимирязевское Сергей Беляев (Отец
Сергий).
– Что такое Светлая Седмица?
– Эта
неделя – что-то вроде отдельного богослужебного дня, только очень длинного.
Светлой Седмице предшествует главный христианский праздник – Пасха. Содержанием
Пасхи является празднование воскресения Иисуса Христа. Это главное церковное
событие всего года, потому оно не ограничивается лишь одним днем. Главные богослужебные
особенности распространяются на первую неделю после праздника.
В
Светлую Седмицу не совершается поминовений усопших. Отпевания совершаются,
однако особым, пасхальным, чином. Также не совершается таинство венчания:
воскресение Христово важнее, чем семейная жизнь человека. Важно научиться
радоваться духовным событиям даже больше, чем событиям земным.
Также
отменяются земные поклоны, так как они являются проявлением смирения и
покаяния. В Светлую Седмицу все настроено на радость, негативное и тяжелое
отходит на второй план. Совершаются поясные поклоны. Еще одна особенность
недели – ежедневные крестные ходы.
– Признает ли РПЦ народные традиции?
– Лично
мне о Поливальном дне и прочих неизвестно. Людям сложно бывает отличить
народные приметы и языческие суеверия от действий, несущих христианский смысл.
Порой у людей в голове настоящая каша из христианства и язычества. Скажу
только, что для духовной жизни обливание водой и прочие ритуалы не имеют
никакого значения.
С
другой стороны, есть традиционные пасхальные игры, не противоречащие смыслу
праздника. Важно, чтобы игра, пусть и детская, не апеллировала к
потустороннему. Если же присутствует некий оккультизм, то возникают сомнения,
от кого идет эта традиция.
Есть
очень ценная христианская традиция в Светлую Седмицу – артос. Суть в том, что
над специально приготовленным хлебом читаются молитвы. Этот хлеб, он и
называется артосом, всю неделю находится в храме, вместе с ним каждый день
совершаются крестные ходы, хлеб обносят вокруг храма, он впитывает в себя все
песнопения. В Светлую Субботу артос дробится и раздается всем верующим.
– Что такое Антипасха?
– У
приставки "анти" есть два значения. Кроме значения "против"
есть еще значение "вместо". Антипасха – это "вместо Пасхи",
каждое воскресенье – это воспоминание о воскресении Христа, а первым таким
"воспоминанием" является первое воскресенье после Светлой Пасхи. На
Антипасху традиционно приходится очень много венчаний, так как это первый после
Великого поста и Светлой Седмицы день, когда оно возможно.
– Что именно церковь ждет от православных христиан в Светлую
Седмицу?
– Главным
в эту неделю я бы назвал посещение богослужений. Каких-то конкретных рецептов,
вроде того, сколько и кому свечек нужно поставить, нет. Для Бога важны не наши
внешние действия, а то, кого мы из себя представляем. Поэтому особое внимание
необходимо в эту неделю направить на совершение добрых дел.
И
последнее: важно наличие друзей в храме. Например, в Тимирязевском, где я
служу, в эти дни, бывает, приходят 150-200 человек, но у меня там нет друзей:
мне некого обнять, некому пожать руку, спросить, как дела. Люди должны
становиться друг другу друзьями, заботиться друг о друге. Вот чего ждет от нас
церковь, особенно в Пасхальную неделю.