ТОМСК, 8 июл – РИА Томск, Ксения Шевцова. Вереница
машин сутками едет по трассе, чтобы увидеть дикую природу Монголии – так
выглядят джип-туры, которые собирает томич Александр Шапошников. Это путешествие для тех, кому надоел отдых
у моря в Турции и хочется экстрима и разнообразия. Как появилась
идея таких поездок и почему выбор пал на Монголию, рассказал РИА Томск их организатор.
Джиппинг – экстремальная поездка на джипах, которая
чаще всего проходит по бездорожью. Туристы едут по лесам, степям, пустыням,
преодолевая по пути естественные препятствия – броды рек.
По
путевке – не увидишь
"Объехав Алтай, я обнаружил, что
рядом находится целая удивительная страна. Идея поехать в Монголию возникла не
просто потому, что я прочел о ней где-то. Мне хотелось максимально далеко
уехать от своего дома. Когда ты можешь собрать вещи, сесть в машину и оказаться
в другом мире – это нечто невероятное. Джип-туры – формат экспедиции, который полностью
завязан на моем интересе", – говорит Александр.
По его мнению, в Монголию лучше не ехать "в
одну машину". В свою первую поездку Шапошников позвал друзей. Потом
возникла идея организовать группу из незнакомых людей. Первый подобный тур собрал
около 15 человек. Позже количество участников увеличилось.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Джип-тур в Монголию
Поездки на машине в Монголию – не новое явление. Но в
основном туда едут путешественники-одиночки. Идея Шапошникова – собрать в
джип-тур целую вереницу машин. Путешествие занимает около двух недель с учетом дороги по России. Это совершенно другой уровень нежели путешествия через турагентства.
"В Монголию есть куча туров, например,
автобусных, но это не экстремально и не сложно. Люди доезжают до первого
города, где казахи им юрты показывают, возвращаются и говорят: "Мы
побывали в Монголии". Но это вообще не то, ты не видишь настоящие красоты",
– поясняет он.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Джип-тур в Монголию
Самое запоминающееся в Монголии – ее пейзажи: бескрайние
озера, зеленые луга, пустыни из песка и камня, дюны и, естественно, горы (тот
же Алтай, но с другой стороны)
"Пейзажи сумасшедшие! Их очень тяжело
сфотографировать. Если говорить о самом запоминающемся месте – это каньон
Хэрмэн-Цав. Стоит только погуглить, чтобы понять, о чем я. Это ты точно не
увидишь с помощью турагентства", – рассказывает Шапошников.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Каньон Хэрмэн-Цав
Не
для всех
Водителям автомобилей поездка обойдется в 300 тысяч
рублей – столько стоит подготовить машину к путешествию. Пассажиры платят гораздо меньше, но
сумма все равно будет приличной. Они закупают все припасы и оплачивают бензин.
"Это нормальные деньги, но в сравнении с тем,
если бы наши туры были коммерческие, это копейки. В 2018 году поездка в
Монголию стоила (пассажирам) 30 тысяч. Кто-то говорил, что за такие деньги лучше в Турцию слетать.
Меня это всегда поражало. Нынешняя поездка в пустыню Гоби стоила 100 тысяч
рублей, но люди ехали, ведь никакая Турция не заменит тебе этого удовольствия",
– рассказывает Шапошников.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Подготовка автомобиля к поездке обходится в 300 тысяч рублей
Туры проходят в быстром темпе – путешественники
достигают Монголии за два-три дня. Останавливаются только на ночь – в палатке
или гостинице, как получится. "Обычные путешественники едут месяц. Мы же
летим пулей, но кайфуем от этого. Согласен, что иногда хочется остановиться,
цветочек поразглядывать. Наверное, в 60 лет я буду медленно ехать, но точно не
сейчас", – добавляет он.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Лагерь участников джип-тура
Микс
комфорта и приключений
"Я никогда не поеду по тому же маршруту, где мы
ездили, хотя я классно могу провести его как гид. Но мне это будет совершенно
неинтересно. Когда ты не знаешь, куда ты едешь, – это драйв полный. У тебя есть
карта, но тут возможно все", – говорит Александр.
Единственный "повторный" маршрут экспедиции – к древней дороге, зарытой в песках в пустыне Гоби. Александр с другими туристами случайно нашел ее в 2019 году. Он периодически возвращается сюда, но даже до пустыни никогда не ездит по одному и тому же маршруту.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Древняя дорога в Монголии
При этом, несмотря на
экспедиционный формат, поездка проходит в комфортных условиях.
"Многие думают, что мы палаточные маньяки. Это
не так, мы так же ценим комфорт в наших поездках. Мы прикидываем, далеко ли
город от нашего места путешествия, и решаем, в каком формате ночуем. Просто
чаще всего мы едем туда, где нет гостиниц, и другого варианта, кроме как спать
в палатке, не остается ", – объясняет Александр.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Наличие больших джипов позволяет не волноваться о тяжести припасов. Их кладут в багажники и боксы на крыше. Также в веренице едет "грузовичок", отведенный исключительно под груз. В джиппинге важен только объем. Нужно, чтобы все вещи уместились в машины.
С собой группа берет нескоропортящиеся продукты. Уже
в дороге докупают воду и то, что можно положить в портативные холодильники. Находясь
далеко от цивилизации, туристы варят каши, супы, делают салаты, жарят картошку
и даже готовят блюда узбекской кухни – плов, шурпу.
По возможности они питаются в местных
"кафе". Обычно они состоят из двух комнат, и единственный, кто там работает, – повар. В основном там питаются пастухи и монгольские работники.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Туристы заезжают в небольшие монгольские поселения. Все они выглядят так: посреди огромной долины стоит деревушка. Их можно увидеть еще за 5-10 километров на подъезде.
"Эти поездки учат относиться к жизни проще. Это
не борьба, не преодоление. Этим и прекрасны
джип-туры – ты сидишь в комфортной машине с регулируемой температурой, у тебя
полный багажник: от шоколадок до напитков. У нас есть все в машинах для того,
чтобы выжить. У нас полноценное меню, о котором ты дома только мечтаешь. Мне
нравится этот микс комфорта и приключений", – рассказывает собеседник.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Лагерь участников тура
Как
говорить с монголами
Как утверждает Александр, для общения в Монголии знать монгольский язык вовсе
не обязательно. Многие местные, особенно люди старшего поколения, понимают
русский.
"В целом на языке жестов можно решить любые
проблемы. Я вообще нашел переводчика и просто звоню ему в случае чего.
Например, если мне нужно заказать еду в кафе. Это самый ад, когда нужно
объяснить сотрудникам, какое блюдо тебе нужно. Это на пальцах не
объяснишь", – рассказывает он.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Группа Шапошникова встретила эту женщину в глуши, где нет и намека на цивилизацию. Она пасла тут свои стада. Александр сфотографировал ее на фоне надвигающейся небольшой песчаной бури.
Где
подстерегает опасность?
"Самое сложное в поездке в Монголию – поездка в
Монголию. С ума можно сойти от долгой дороги до границы. Джиппинг – это не про
поездку ДО страны, а про поездку ПО стране. Чем быстрее ты съезжаешь с
асфальта, тем быстрее начинается твое путешествие, самое интересное", –
говорит Шапошников.
Самое страшное в джип-турах – попасть в аварию на
трассе. "Я не хотел бы быть гидом турфирмы, который постоянно водит всех,
страховки, все дела. У них чем безопаснее, тем лучше. Я сразу предупреждаю,
что ни за что не отвечаю. Никто не гарантирует вам безопасности жизни, что вам
будет приятно. Моя задача – собрать команду, которая сможет помочь", –
объясняет он.
© предоставлено Александром Шапошниковым
Джип-тур в Монголию
© предоставлено Александром Шапошниковым
Джип-тур в Монголию
© предоставлено Александром Шапошниковым
Джип-тур в Монголию
© предоставлено Александром Шапошниковым
Джип-тур в Монголию