RIATOMSK.RU
+21°C
24 июля 2024  |  
0:10
  |  
+21°C
19:44  18 октября 2023 г.

ИИ против пробок: в Томске меняют подход к организации трафика

Анкудинова Валентина
© Валерий ДоронинИИ против пробок: в Томске меняют подход к организации трафика

ТОМСК, 18 окт – РИА Томск, Валентина Анкудинова. Интеллектуальная транспортная система заработает в Томске до конца года, она позволит в автоматическом режиме управлять светофорами, регулировать трафик, а также контролировать работу маршруток и спецтранспорта. Эксперты прогнозируют: в перспективе пропускная способность улиц может улучшиться на 15-20%. Подробнее – в материале. 

Ранее сообщалось, что интеллектуальную транспортную систему начали внедрять на Иркутском тракте, проспектах Комсомольском, Фрунзе и Ленина. Подрядчик – компания "Ростелеком" – установил комплекс, состоящий из программного обеспечения и периферийного оборудования: датчиков транспортных потоков, видеокамер, контролеров светофоров. До конца 2023 года планируется установить подобное оборудование в Томске на 61 участке дорог.

Сила красной стрелочки

По словам начальника облдепартамента транспорта, дорожной деятельности и связи Юрия Баева, в настоящее время многие проблемы по регулированию движения в Томске приходится решать вручную.

"В этом году вел прием по поручению губернатора. Обратилась женщина, сначала мне ее вопрос показался странным, но потом я в него вник. А суть была в следующем: перекресток Дальне-Ключевской и Ленина. Спускаемся с Каштака, там установлен светофор. И женщина говорит, что когда можно ехать, стрелочка, показывающая налево, загорается зеленым цветом, а когда нельзя, тухнет, и ничего не горит", – рассказывает чиновник.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
Юрий Баев

Он вспоминает, что изначально предложение "заставить гореть стрелочку красным" вызвало недоумение. Но, проанализировав ситуацию, он вспомнил, как и сам "попадал на штраф на этом перекрестке".

"В итоге коллеги реализовали этот проект. К чему это привело? Мы сравнили сентябрь этого года с сентябрем прошлого. В прошлом году на этом перекрестке при 123 тысячах проездов было 1 800 нарушений. В этом году при 120 тысячах проездов – 526 нарушений. Минус 71%... По мнению разработчиков, после внедрения этой системы в целом трафик на 15-20% улучшается", – подчеркивает он.

Другой пример – проспект Мира. В прошлом году специалисты путем регулировки светофора разгрузили направление со стороны АРЗа. Если раньше в час пик пробка могла доходить до Мюнниха и уходить на Светлый, то теперь ситуация стала несколько лучше.

По словам Баева, вскоре решением подобных проблем займется интеллектуальная транспортная система, которая сможет в автоматическом режиме управлять светофорными объектами, а кроме того – контролировать соблюдение правил дорожного движения, собирать и направлять информацию, полезную для водителей, пешеходов и пассажиров общественного транспорта, в специальное приложение. Баев подчеркивает, что главная цель внедрения системы – обеспечить комфорт и безопасность.

"Не все вопросы сегодня можно решить строительством развязок. Это всегда комплексный подход... В следующем году на реализацию программы также стоит финансирование. Оно федеральное. Но мы понимаем, что все эти деньги идут в инфраструктуру города как центра томской агломерации", – говорит Баев.

Против "эффекта курицы"

"Мы создаем систему с нуля. На первом этапе у нас создается подсистема светофорного управления, подсистема мониторинга параметров транспортных потоков, подсистема метеомониторинга", – поясняет директор Специализированного монтажно-эксплуатационного учреждения Томской области (СМЭУ ТО) Сергей Тайлашев.

По его словам, стоимость контракта превышает 215 миллионов рублей.

"Сейчас идет подключение оборудования к инженерным сетям, проведен монтаж оборудования, установлено 16 серверов… Проводятся работы по установке двух метеостанций (они будут измерять температуру воздуха, его прозрачность, влажность и промерзание грунта. – Ред.). На первом этапе мы определили для их размещения два ключевых въезда в городе – это Северный и Коммунальный мосты", – отметил Тайлашев.

© РИА Томск. Дмитрий Ковалев
Коммунальный мост в Томске

Также интеллектуальная транспортная система предусматривает установку специального модуля дорожных работ. Так, когда он будет запущен (ориентировочно в 2024 году), в программе будет отображаться весь спецтранспорт – то есть в режиме реального времени можно будет следить за уборкой улиц, вывозом мусора, ремонтом дорог и другими работами.

"Как правило, пробки возникают из-за каких-то чрезвычайных ситуаций: авария, заужение проезжей части, большой наплыв автотранспортных средств. Есть такой "эффект курицы": когда курица идет через дорогу, машина притормаживает. И за ней следом. Курицы уже нет, а поток начинает собираться и в какой-то момент останавливается", – объясняет эксперт. 

Уже сейчас СМЭУ может регулировать график включения светофоров от Лагерного сада до Батенькова, на Набережной Ушайки, на Московском тракте. Обозначенный в контракте срок запуска полномасштабной системы – 1 ноября. Однако, по оценкам специалиста, возможны задержки, но Тайлашев уверен: в декабре система будет работать.

© РИА Томск. Никита Гольцов
Пробка в районе проспекта Ленина

Как в Москве

Ранее сообщалось, что губернатор Томской области Владимир Мазур договорился с заммэра Москвы о том, что "МосТрансПроект", отвечающий за организацию движения в столице, направит в Томск специалистов, которые оценят ситуацию и спроектируют подобные решения и для нашего города.

Сейчас столичные специалисты "заточены на Томск", говорит Баев. В частности, они уже сформировали предложения по организации движения на ряде перекрестков. В планах обсудить эти идеи на городском уровне.

"Наша цель – создать полноценный штаб. Мы хотим добиться организации работы по уровню и подобию столицы. Что нам для этого нужно? Конечно, специалисты, которые будут координировать работу, люди, которые будут непосредственно принимать какие-то управленческие решения на дороге… Но начать нужно с администрации, мэрии, нужно полное тесное взаимодействие. Работа должна быть поставлена на системной основе", – подчеркивает чиновник.

Он отмечает, что интеллектуальная система позволит следить и за межмуниципальными и городскими автобусными маршрутами. При этом сейчас речь о ликвидации Центра организации и контроля пассажироперевозок (ЦОиКП), которая следит за движением маршрутов по Томску, не идет.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Иркутский тракт

"Конечно, ЦОиКП будет нужен. Он будет выполнять свою функцию. Если мы говорим про централизацию, то, наверное, будет совокупный центр, возможно, даже на базе ЦОиПКа, который будет смотреть за регионом в принципе. Там есть все для того, чтобы работать", – отметил Баев.

По его словам, система в полную мощность заработает к весне-лету 2024 года – к этому времени она научится распознавать заторы, координировать движение, а специалисты разработают определенные сценарии поведения.

"Утро, вечер, день, ДТП, ремонтные работы – система все будет учитывать. И надо не забывать, что мы это все делаем для жителей. Нам надо, чтобы это было в каком-то приложении вроде 2ГИС, чтобы человек, выбирая утром маршрут, понимал дорожную обстановку и мог вовремя добираться до места", – подчеркивает Баев.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке