ТОМСК, 26 окт – РИА Томск. Дефицит водителей маршрутных автобусов является
основной причиной, по которой томские перевозчики срывают график движения;
решить проблему можно за счет обучения водителей и переходом на автобусы
большей вместимости, сообщила в четверг во время прямого эфира, проведенного Центром
управления регионом (ЦУР), глава комитета по организации пассажироперевозок
мэрии Ольга Свахина.
Ранее
сообщалось, что на конец весны 2023 года потребность в водителях томских
маршрутках оценивалась в 150 человек. Отмечалось, что действующие правила не
позволяли одновременно учиться и работать, а это значительно сокращало круг
желающих. Чиновники рассматривали возможность обучения водителей категории D на
бюджетной основе.
"У
каждого перевозчика в контракте есть требуемый режим работ... Нарушения
(графика), конечно, есть. Основная причина – острый дефицит водительских
кадров. Это проблема не только Томска... На сегодняшний день в отрасль молодые
кадры, к сожалению, не идут. У нас в ТТУ по троллейбусам дефицит водителей –
19%, на некоторых (автобусных) маршрутах – это около 50%", – рассказала Свахина.
Она
отметила, что сейчас некоторые перевозчики оплачивают обучение водителей. По ее
словам, с прошлого года таким образом было подготовлено около 40 специалистов.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Сейчас
специалисты в ручном режиме регулируют график и интенсивность движения.
"Иногда достаточно сократить интервал на минуту, чтобы ситуация
изменилась", – добавила Свахина.
По данным ЦУР, томичи чаще всего жалуются на долгое ожидание
автобусов, следующих по маршрутам №№ 2 (141), 8-9, 11, 13-14, 19, 20.
Возможное решение проблемы
Маловероятно,
что в Томске разом появится необходимое число водителей. По мнению Свахиной, решить
проблему долгого ожидания маршруток может увеличение вместимости автобусов.
"Сейчас
многие перевозчики рассматривают варианты – в рамках действующих контрактов или
будущих – приобретения автобусов большого класса. Цена, конечно, у него три, а
то и в четыре раза больше по сравнению с теми, которые используются
сейчас", – добавила она.
Такие
автобусы могут курсировать на популярных маршрутах с большим трафиком, считает чиновница.
"Конечно,
чтобы окупить автобус большого класса, интервал в пять минут просто невозможен.
Он должен быть чуть больше, его мы рассчитаем с помощью моделирования... Можно,
допустим, пускать его по разрывному графику: он выехал в 07.00, отработал,
потом у него перерыв, и в 16.00 он вновь начинает работу", – резюмировала Свахина.
О необходимости использования автобусов большой вместимости говорилось неоднократно. Ранее сообщалось, что в начале 2000-х годов в городе были закрыты муниципальные автотранспортные парки, использовавшие на линии большие "ЛиАЗы". В 2007-2010 годах попытка мэрии вернуть на некоторые маршруты вместительные автобусы не увенчалась успехом. Вновь о возвращении автобусов вместимостью 70-90 человек мэрия говорила в 2022 году, анонсируя работу над условиями новых контрактов, которые заработают с 2025 года.