RIATOMSK.RU
+7°C
15 апреля 2024  |  
6:52
  |  
+7°C
13:46  27 ноября 2023 г.

Едем-не едем: как обновляют пассажирский транспорт Томск и его соседи

Анкудинова Валентина
© Валерий ДоронинЕдем-не едем: как обновляют пассажирский транспорт Томск и его соседи
© РИА Томск. Павел СтефанскийЕдем-не едем: как обновляют пассажирский транспорт Томск и его соседи

ТОМСК, 27 ноя – РИА Томск, Валентина Анкудинова. Почти 2 миллиарда рублей направит правительство Кузбасса на обновление всех троллейбусов в Кемерове. На этом фоне соседний Томск выглядит печально. На протяжении нескольких лет "Сибирские Афины" обновляли электротранспорт за счет московских бэушных трамваев и троллейбусов. И лишь в ноябре 2023 года объявлена закупка на поставку долгожданных новых трамваев. Но всего пяти. Почему так и как соседние города обновляют свой транспорт – в материале РИА Томск.

Томская статистика

Как сообщили РИА Томск в комитете по организации пассажироперевозок, в настоящий момент в городе 44 трамвая, 96 троллейбусов и 373 автобуса. Из них 84 троллейбуса и 126 автобусов – низкопольные.

Омолодить автобусы получилось благодаря частным перевозчикам. Требования о возрасте включили в контракты, поэтому сейчас автобусам в среднем пять лет, а примерно половина от общего числа и младше. 

С электротранспортом сложнее: троллейбусам в среднем 14 лет – износ оценивается в 100%, трамваям 22 года; износ – 93%.

"Износ рассчитывается из времени эксплуатации транспортного средства. Для троллейбуса он рассчитан как 7 лет, для трамвая — 12 лет. Но и по истечении этого времени подвижной состав исправен и может продолжать выполнять перевозки пассажиров", – оправдывается представитель комитета. 

© с сайта Усть-Катавского вагоностроительного завода
В 2016 году Томск в попытке обновить подвижной состав попросил его у Москвы. В итоге получил пять бэушных трамваев, а в декабре 2019 года – еще десять. А в начале 2021 года Томск получил от Москвы 40 подержанных троллейбусов, выпущенных в 2007-2012 годах. При этом в Трамвайно-троллейбусном управлении (ТТУ) сразу обозначили, что часть троллейбусов пойдет на запчасти.

В 2022 году власти Томска подали заявку на участие в федеральной программе "Безопасные качественные дороги", чтобы получить средства на покупку 18 новых трамваев. Размер заявки оценивался в миллиард рублей, однако правительство одобрило лишь покупку пяти вагонов.

В начале ноября 2023 года ТТУ объявило повторную закупку на приобретение в лизинг пяти низкопольных трамваев за 485,7 миллиона рублей, в середине месяца заключило контракт. Ожидается, что новая техника поступит в Томск до 30 июня 2024 года. 

Это первая покупка электротранспорта с конца 2010-х годов. 

"В соответствии с муниципальной программой "Развитие автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта МО "Город Томск" на 2024-2030 годы" предусмотрено обновление подвижного состава трамвайного и троллейбусного транспортов в объеме 20 трамваев и 30 троллейбусов за весь срок реализации программы до 2030 года", – сообщил собеседник агентства.

Как позднее конкретизировала глава комитета по организации пассажироперевозок мэрии Ольга Свахина, по этой программе планируется ежегодно закупать пять троллейбусов и три трамвая.

Перевезти миллион жителей

Рассмотрим два города-миллионника Сибири – Новосибирск и Омск. 

Главная транспортная особенность Новосибирска в том, что это единственный город Сибири, где есть метро. По данным с сайта, дневной пассажиропоток составляет свыше 211 тысяч жителей. За год он может составлять 77 миллионов человек. 

Как сообщили РИА Томск в мэрии Новосибирска в ответ на запрос, обслуживание маршрутов муниципальной маршрутной сети города осуществляют 1276 автобусов (средний возраст 6,5 года), 103 трамвая (29,5 года) и 206 троллейбусов (средний возраст – 21 год).  Средний износ автобусов – 76,1%; трамваев – 80,1%;  троллейбусов– 86,9%.

© телеграм-канал Анатолия Локтя
Автобусы в Новосибирске
В 2020 губернатор Андрей Травников запустил программу  ускоренного обновления нерельсового общественного транспорта в Новосибирске. По данным администрации, по этой программе в 2023 году Новосибирск закупил по лизингу при участии Сбербанка 120 троллейбусов. В 2024 году планируется купить еще 129 с увеличенным автономным ходом. Из них 49 будут приобретены по нацпроекту "Безопасные качественные дороги". Также запланирована модернизация 10 трамваев с возможностью увеличения объемов до 20 единиц в год, на 2025 – 2026 годы планируется модернизировать по 20 единиц трамваев в год.

Масштабные планы по обновлению муниципального парка и у Омска. Способствовало этому участие в нацпроектах "Безопасные качественные дороги" и "Экология". Кроме того, по данным СМИ, в 2021 году Омск получил от федерации инфраструктурный бюджетный кредит в размере около 650 миллионов рублей для "обеспечения транспортной доступности микрорайонов, строящихся на левобережье города". 

Участие во всех этих программах позволило закупить 24 трамвая, 111 троллейбусов и 144 муниципальных автобуса. 

"В настоящее время заключается контракт на поставку 10 единиц автобусов до конца 2023 года. В 2024 году для муниципального пассажирского предприятия планируется приобрести 44 автобуса", – сообщили РИА Томск в мэрии Омска в ответ на запрос. 

© телеграм-канал губернатора Омской области
Автобусы в Омске
Сейчас в городе 499 муниципальных автобусов и 1217 частных. Их средний возраст составляет 6,2 года, износ – 25,5%. Также в Омске 93 трамвая, 184 троллейбуса. Средний возраст трамваев – 15,5 года; троллейбусов – 7,6 года (вдвое меньше, чем в Томске). 

Кузбасские соседи

Кемерово и Новокузнецк – города, сравнимые по численности с Томском, однако пассажирообеспеченность и автобусами, и электротранспортом там выше. 

В автобусном парке Кемерова 455 автобусов (на 82 больше, чем в Томске); 94 троллейбуса (меньше на две единицы по сравнению с Томском) и 67 трамваев (больше на 23 единицы). Последние на восемь лет старше соседских, а степень износа на 3% больше. 

Как отмечают в мэрии, с 2020 года было закуплено 257 автобусов и 10 троллейбусов. 

© с сайта администрации Правительства Кузбасса
Троллейбусы в Кемерове

"С 2023 года в городе Кемерово проводится программа модернизации городского электротранспорта. Обновление подвижного состава планируется проводить поэтапно. Полное обновление планируется завершить до конца 2027 года", – пояснили редакции. 

На сайте правительства Кузбасса сообщается, что власти потратят около 2 миллиардов рублей (1,8 миллиарда из областного, около 200 миллионов из городского) на полное обновление троллейбусного парка в Кемерове. Предполагается, что новый транспорт полностью заменит устаревший до конца следующего года.

Обновляется транспорт и по нацпроекту. В частности, по программе "Чистый воздух" нацпроекта "Экология" с 2018 года закуплено 42 троллейбуса для Новокузнецка. Сейчас общий парк подвижного состава насчитывает 350 автобусов, 49 троллейбусов и 101 трамвайный вагон.

© vk.com/skuznetsov_nvkz
Автобусы в Новокузнецке
Автобусный парк был полностью обновлен в 2020-2021 годах, для обслуживания маршрутов не допускаются автобусы, произведенные ранее декабря 2019 года. 

"Из 49 единиц техники – 42 не старше 5 лет с низким уровнем пола, 23 из них с функцией увеличенного автономного хода. Средний возраст троллейбусного парка составляет 8 лет", – сообщили РИА Томск в администрации Новокузнецка.

Там добавили, что обновление трамвайного парка производится с 2020 года. За это время был приобретен 41 трамвайный вагон с низким уровнем пола, два из них двухсекционные. При этом средний возраст трамвайных вагонов составляет 15 лет.

Где же хуже?

Как следует из данных, предоставленных редакции, пассажирообеспеченность автобусами и электротранспортом Барнаула хуже томской ситуации. 

Так, в Барнауле ежедневно на линию выходит порядка 99 трамваев, 34 троллейбуса и 427 автобусов (из них – 110 автобусов большого класса, 70 автобусов среднего класса, 247 автобусов малого класса). Да, единиц транспорта больше, но и проживает в Барнауле на 120 тысяч человек больше. 

© vk.com/official.barnaul
Автобусы в Барнауле
Сейчас министерство транспорта Алтайского края заключило контракт на поставку 10 новых трамвайных вагонов. 

"В целях решения проблем транспортной отрасли прорабатывается вопрос организации муниципального автобусного парка на базе троллейбусного депо МУП "Горэлектротранс" Барнаула. Для данных целей Министерством транспорта проведен электронный аукцион на покупку 41 автобуса большого класса", – добавили в администрации.

Что обсуждают в Томске

Почему Томск не решает проблему обновления автобусов через нацпроекты, как другие регионы, объяснил в ходе работы над бюджетом 2024 года депутат гордумы Александр Губарь. Причина – в отсутствии муниципального автобусного парка. Губарь предложил направить предложение областным коллегам о выделении 250 миллионов рублей на возрождение этого парка. По его словам, эти деньги позволят приобрести 30-40 автобусов, сформировать штатное расписание.

"Предложение… считаю целесообразным <…> Но по определению суммы необходима ее проработка: либо мы "наделяем" автобусами ТТУ, либо создаем отдельное юридическое лицо. Это основной вопрос, от которого будет зависеть финансирование", – сказал в ответ мэр Дмитрий Махиня. 

Сейчас специалисты "МосТрансПроект" создают транспортную модель Томска. Работу курирует область. Будет ли она касаться вопроса обновления пассажирского транспорта – пока неясно.  




Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке