ТОМСК, 13
фев – РИА Томск. Ученые из
Томского государственного университета (ТГУ) проанализировали с помощью
нейросети больше 100 тысяч отзывов выпускников российских вузов, касающихся
качества высшего образования; выяснилось, что 94% отучившихся положительно
оценивают свою подготовку в альма-матер, сообщается во вторник на сайте ТГУ.
Уточняется,
что исследование провели сотрудники лаборатории прикладного анализа больших
данных ТГУ. На наиболее популярных сайтах для абитуриентов они собрали более
100 тысяч отзывов выпускников российских университетов, чтобы узнать, что
влияет на успех выпускников, соответствует ли подготовка требованиям реального
трынка труда, а также о том, какие сферы требуют улучшений.
"Отзывы
содержат уникальную информацию и мнения реальных людей за 2011–2023 годы, что
позволяет получить в динамике представление об опыте обучения в том или ином
вузе, оценить его качество, узнать о преимуществах и недостатках. Для обработки
данных была разработана нейросетевая модель классификации текстов с помощью
алгоритма Rubert-tiny. Нам удалось достичь полного процесса автоматизации
анализа данных", – цитируется в сообщении сотрудник ТГУ Юлия Александрова.
Мнение
выпускников
© сайт Томского государственного университета
Аналитики
использовали методологию, которая позволяет выделить различные аспекты качества
образования: это образовательная и научно-исследовательская деятельность,
инфраструктура, административная, внеучебная и финансово-экономическая
деятельность вузов, а также лояльность к вузу, отражающая отношение к
университету и его руководству.
В основном
отзывы содержат информацию по образовательной и научно-исследовательской
деятельности – 40%. В 21% отзывов содержатся сообщения о лояльности к вузу, в
15% – упоминания об инфраструктуре, в 10% – об административной деятельности, в
8% – о финансово-экономических аспектах, в 6% – о внеучебной деятельности.
Аналитики
отмечают, что в условиях выхода России из Болонской системы и при переходе на
трехступенчатую систему высшего образования необходимо учитывать два главных
показателя образовательной и научно-исследовательской деятельности – качество
образовательной программы и последующая карьерная реализация выпускника.
"В этом
направлении исследования большая часть отзывов имеет нейтрально-позитивную
тональность – 94%… Есть и четверть непосредственно позитивных оценок (25%).
Негативных оценок данной категории в целом зафиксировано всего 6%", –
резюмирует аналитик лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Полина
Басина.
Как
добавляет пресс-служба вуза, на региональном уровне проведенное исследование позволяет
оценить уровень подготовки выпускников конкретных территорий, соответствие их
навыков региональному запросу рынка труда и выявить "узкие" места. На
основе анализа отзывов в дальнейшем возможна разработка эффективных
управленческих стратегий по работе с дефицитом кадров.