ТОМСК, 9 июн – РИА
Томск. Современное сельское
хозяйство – сфера, где аграрии совмещают классические методы работы с
беспилотниками, роботами и различными цифровыми технологиями. Казалось бы,
такой подход должен привлекать молодежь, однако аграрные вузы и факультеты РФ не
могут похвастаться очередью из абитуриентов.
Сделать аграрное
образование более популярным и востребованным необходимо через его
реформирование в рамках реализации пилотного проекта по изменению всей системы
высшего образования в стране. Такое мнение высказал на минувшей неделе глава
Минобрнауки Валерий Фальков, выступая в Совете Федерации.
Что изменится в аграрных
вузах и какую роль в реформе играет Томский государственный университет (ТГУ) –
в обзоре РИА Томск.
Что происходит с
системой высшего образования РФ
Ранее сообщалось, что в
2022 году Минобрнауки РФ объявило о планах отказаться от Болонской системы,
подразумевающей разделение уровней высшего образования на базовый и
магистратуру. Вместо международного стандарта, в России предлагается разработать
собственную модель высшего образования.
Для этого власти
инициировали пилотный проект по совершенствованию системы российского высшего
образования. Он осуществляется на базе ТГУ и пяти других ведущих вузов страны.
Проект предусматривает установление следующих уровней высшего образования:
базовое, специализированное, аспирантура. На уровне специализированного высшего
образования предполагается реализация программ магистратуры, ординатуры и
ассистентуры-стажировки.
© РИА Томск. Никита ГольцовТомский государственный университет
Проблема аграрных
вузов
По словам министра
Фалькова, в аграрном образовании России "складываются парадоксальные вещи": "С одной
стороны, это развивающаяся высокотехнологичная отрасль с большим объемом
инвестиций и передовыми технологиями. С другой, мы фиксируем самую низкую
конкурсную ситуацию в аграрные вузы и на соответствующие факультеты в
соответствующие институты".
Он подчеркнул, что в 2022
году в Минобрнауки из Минсельхоза было передано 11 вузов аграрного профиля: "Мы эту ситуацию теперь видим в приложении к конкретным университетам и намерены
действовать по трем основным направлениям".
© с сайта Совета ФедерацииГлава Минобрнауки Валерий Фальков в Совете Федерации
Опыт томичей
Первое направление – полная
переработка программ подготовки специалистов, добавление в учебные планы больше
востребованных элементов, в частности увеличение объемов цифровой подготовки,
современных знаний о генетике, работы с большими данными. В качестве примера
министр привел Томский государственный университет с его современной аграрной
школой.
Ранее РИА Томск
сообщало, что в 2022 году ТГУ открыл передовую инженерную школу (ПИШ) "Агробиотек". Она готовит специалистов в области глубокой переработки продукции
и отходов сельского хозяйства, агропроизводств, геномной селекции и генной
инженерии, питания будущего.
Также сообщалось, что
в мае во время своего визита в Томск глава Минобрнауки открыл новую лабораторию
ПИШ "Агробиотек", где будут создавать отечественные пробиотики и закваски для
молочной промышленности. Фальков отметил, что такую модель ПИШ нужно
масштабировать: "Это хороший пример того, как наука и производство должны
взаимодействовать в области биотехнологий".
© с сайта администрации Томской областиОткрытие нового образовательного пространства ПИШ "Агробиотек" в ТГУ
Как сказал Фальков,
выступая перед членами СФ РФ, в пилотном проекте в течение первого года его
реализации не было ни одного аграрного вуза, факультета или специальности. Однако,
как уточнил министр, в новом учебном году "ТГУ неожиданно запланировал
запустить программу по агрономии, которая предусматривает увеличение срока
обучения с четырех лет до пяти".
"Неожиданно" – потому что
это классический университет. Но на самом деле это вполне логично, поскольку ТГУ
реализует большой проект по созданию передовой инженерной школы в
агробиотехнологиях", – объяснил министр.
© сайт Томского государственного университетаНаучно-производственный центр для развития клеточных технологий. ПИШ "Агробиотек" ТГУ
Что еще изменится
В числе других направлений
в модернизации аграрного образования – большее привлечение практиков из ведущих
предприятий сельского хозяйства и повышение квалификации преподавателей
профильных вузов и факультетов.
"Это очень важный момент,
потому что студент получает допуск к передовым знаниям, к самым современным
технологиям", – подчеркнул глава Минобрнауки.
Фальков отметил, что
также в рамках реформы образования необходимо повысить интерес студентов к аграрным
специальностям и направлениям.
© предоставлено Кириллом Голохвастом
"Мы пошли по пути повышения
входного порога, то есть мы установили другие входные баллы. И боялись, что у
нас будут незаполненные бюджетные места, но практика прошлого года показала,
что повысилось качество приема на 7,4 балла: с 52 баллов в 2022 году в целом по
11 аграрным университетам до почти 60 баллов в 2023 году", – сообщил министр.
Он отметил, что изменения
коснутся даже названий программ.
"Потому что зачастую само
название не привлекает внимания абитуриентов. "Агрономия" – это одно название, "Агробиотехнологии" – это уже другое, а если вы к агробиотехнологиям даете на
втором или третьем курсе дополнительную квалификацию "Фитосанитарный контроль",
то это автоматически повышает привлекательность студента, и делает его более
устойчивым в будущем на рынке труда", – добавил Фальков.
Глава Минобрнауки
подчеркнул, что его ведомство и Минсельхоз будут действовать "единым фронтом": "Планируем установить единые требования и к университетам, и к программам. И в
самое ближайшее время в рамках обновленной системы высшего образования дадим
полное представление о новом аграрном образовании".